Top.Mail.Ru

Онлайн-обучение — отражение системы образования в целом

Ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Любовь Борусяк уверена: онлайн-обучение — отражение системы образования в целом. Этому утверждению действительно есть обоснования. О них Любовь Фридриховна рассказала в статье «Если на дистанте учителя „тупо велят читать учебник“, они так делали и в школе».

Когда часть школьников перешла на дистанционное обучение, многие родители стали замечать, что преподаватели не только плохо справляются с техническими проблемами обучения (например, у них возникают сложности в овладении онлайн-платформами и интернет-ресурсами), но и учат гораздо хуже, чем при традиционном формате работы. Однако это утверждение справедливо только в отношении тех учителей, которые просто не умеют по-другому.

«Такой у них профессионализм и интерес к своей работе, — объясняет Любовь Борусяк. — Можно их за это осуждать, можно принять во внимание низкую зарплату, высокую нагрузку, занятость бессмысленными отчетами, на что они справедливо жалуются, но это дела не меняет. Если учитель может и хочет учить, он старается это делать. У одних получается лучше, у других хуже, но чтением учебника дело не ограничивается».

Вынужденный переход на дистант обнажил и ярко продемонстрировал проблемы школьного обучения — проблемы классно-урочной системы, сложившейся десятилетия назад. Проводя часы перед монитором, дети сильно устают, но разве они не уставали и раньше, просидев неподвижно восемь уроков в душном классе? Разве заучивание теорем и запоминание формулировок ведет к росту интереса, если ученик не понимает, зачем он это делает?

Важно понять одно: и онлайн- и офлайн-обучение эффективно лишь тогда, когда у обучающегося есть мотивация. Разница лишь в том, что многие наработки и приемы, которые успешно работают в классе, при онлайн-обучении теряют свою эффективность. Учителя вынуждены искать новые способы подачи материала и другие приемы удержания внимания школьников. Все это требует от них немало времени, сил, а главное — желания. А вот дальше каждый учитель решает для себя, по какому пути ему идти: по этому новому и не вполне изведанному или же по давно привычной дороге безликих учебников и скучных параграфов.

Полный текст статьи можно прочитать здесь.



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»