Шалашова Марина Михайловна

Шалашова Марина Михайловна

Должность: директор института непрерывного образования

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук


ShalashovaMM@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Основные тенденции развития современного естествознания»; Основные школы и направления развития естествознания»;
Технологии и критерии оценки качества дополнительного образования»; Проектирование занятий со школьниками естественнонаучной и технической направленности.
Научно-преподавательский стаж
Более 30 лет
Заслуги, награды

Имеет благодарности Губернатора Нижегородской области, Законодательного собрания Нижегородской области, Почетную грамоту Минобрнауки РФ.

Удостоена нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

В 2020 году М.М. Шалашова удостоена Премии г. Москвы в области образования за реализацию образовательного проекта «Серебряный университет».

Институт непрерывного образования под руководством М.М. Шалашовой активно участвует в реализации проектов, грантов и НИР.

Общий стаж
Более 30 лет
Основные публикации

Автор более 200 публикаций, в том числе более 175 учебных изданий и 27 научных работ, из них за последние 5 лет 35 публикаций, а также
8 учебных изданий и 24 научных работ, включая школьные учебники по химии, вошедшие в Федеральный перечень учебников и учебных изданий.

Индекс Хирша (по РИНЦ) 13. Число публикаций в РИНЦ — 100, суммарное число цитирования — 522.

Наличие статей в рецензируемых научных изданиях (перечень ВАК) — 9,
в Scopus — 3, Web of Science — 2 за последние 3 года.

В течении с 2014 года является руководителем проектов по разработке и распространению дополнительных образовательных программ и учебно-методических материалов и практик преподавания естественнонаучных дисциплин, основ нанотехнологий и технопредпринимательства, разработанных для системы основного общего и дополнительного образования, при финансовой поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Среди основных публикаций можно отметить:

  1. Marina Mikhailovna SHALASHOVA; Natalia Ivanovna SHEVCHENKO; Dmitry AleksandrovichMAHOTIN. Development of functional literacy of school and university students Scopus/ Revista ESPACIOS. ISSN 0798 1015 Vol. 39 (Nº 30) Year 2018 Page 22 Received: 15/03/2018. Approved: 30/04/2018
  2. Olga Ivanova, Marina Shalashova, Elena Tareva and Oksana Gavrilyuk. Hospital School: Investigating the Practical Aspects of Teacher and Parent Training Educ. Sci. 2021, 11(10), 612; doi:10.3390/educsci11100612/ Pre-Service Teachers' Professional Knowledge and Self-Efficacy in Scientific Reasoning and Diagnostics
  3. Геворкян Е.Н., Иоффе А.Н., М.М. Шалашова. Повышение квалификации педагогов: подходы и акценты результативности. Педагогика, 2018, № 6. С. 70--77.
  4. STEM-педагог: учитель будущего. /Образовательная политика, зима 2020, с 34−40, 6 с. ISSN 2078−838X ВАК
  5. Шевченко Н.И., Моторо Н.П., Орчаков О.А., Левинтов А.Е., Найбауэр А.В., Калинникова Н.Г., Никитаева М.В., Молодькова С.А., Камкин Г. Г., Ходоренко Е.Д.Социально-педагогические основы и технологии обучения граждан старшего возраста/ из опыта «Серебряного университета» МГПУ / Москва, 2020
  6. Шалашова М.М. Качество образования: изменение требований к результатам и системе оценивания —ВЕСТНИК МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология- № 4, 2014-М., 2014 с. 27−33 ISSN 2311−9349
  7. Professional development of teachers in Russia: searching for new models (Повышение квалификации педагогов в России: поиск новых моделей) — European Applied Sciences № 1 — 2016 -Germany, 2016 (January)-116р.-р.32−33
  8. Корпоративная модель повышения квалификации: подготовка школьных команд педагогов к реализации ФГОС общего образования. Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика -№ 2−2016. С. 190−200 ISSN 2072−8395

Учебники, монографии:

  1. Измерение профессиональной компетентности будущего учителя химии: монография. МПГУ, АГПИ им. А.П. Гайдара. — Арзамас: АГПИ, 2008. — 171 с.
  2. Химия :8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений\П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова.-М.: АСТ: Астрель, 2013−270 с;
  3. Химия 9: учебник для общеобразовательных учреждений\П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова.-М.: АСТ: Астрель, 2013−255с
О себе

Окончила с отличием биолого-химический факультет Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара (1991г.), в 2010 г. докторантуру Московского педагогического государственного университета по специальности: теория и методика обучения (химия). В 2010 году успешно защитила докторскую диссертацию, получив ученое звание доктор педагогических наук.

С 2013 года — директор института дополнительного (непрерывного) образования Московского городского педагогического университета.

Член экспертного совета Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», Член экспертного совета по дополнительным профессиональным программам Департамента образования г. Москвы (с 2015 г. по настоящее время). В 2009 году окончила курс подготовки специалистов по качеству по стандарту ГОСТ ИСО 9001−2008 и зарегистрирована в Реестре Всероссийской организации качества (регистрационный номер СК-061−09).

Опыт разработки системы оценивания профессиональных компетенций педагогов, инновационной модели освоения естественнонаучных дисциплин, развития навыков технопредпринимательства среди детей и молодежи, создания практик интеграции основного и дополнительного образования, использования инструментария повышения качества естественнонаучного образования.

Опыт разработки программ дополнительного профессионального образования и учебно-методических материалов для программ высшего образования с целью подготовки и профессионального развития учителей, педагогов и методистов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности, моделей организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук, опыт разработки и внедрения моделей персонализированного обучения педагогов русских школ за рубежом в области использования образовательных технологий формирования у обучающихся цифровой грамотности, универсальных компетенций и навыков XXI века.

С 2015 года руководит проектом по обучению педагогов и родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях «Проект по обучению педагогов и родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях», который реализуется на базе Российской детской клинической больницы, Федерального научного клинического центра гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и Морозовской детской городской клинической больницы.

Одна из инициаторов и организаторов проекта по обучению граждан старшего возраста г. Москвы, руководитель проекта «Серебряный университет» (с 2017 года и по настоящее время). С 2018 года проект стал частью мегапроекта «Московское долголетие».

Является автором более 10 сертифицированных программ дополнительного профессионального образования для педагогов и руководителей образовательных организаций, руководителем научно-исследовательских работ (далее — НИР) и проектов различного уровня в ГАОУ ВО МГПУ, руководителем магистерской программы «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности», в рамках которой осуществляется подготовка педагогов дополнительного образования «нового поколения» для г. Москвы и регионов Российской Федерации.

Член Ассоциации исследователей образования; Член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук Д 212.155.03, созданного на базе государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета; Член рабочей группы Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования по разработке квалификационных требований педагога; Член экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций г. Москвы.

Область научных интересов

Методология и технологии дополнительного образования детей и взрослых, компетентностный подход к образованию, оценивание качества образования, методика обучения химии.

Дипломы МГПУ вручены руководителям школ Казахстана

Завершилось обучение управленческих команд школ Алматы: дипломы МГПУ о профессиональной переподготовке получили 150 руководителей образовательных организаций города

Опыт МГПУ в госпитальной педагогике изучен российскими и зарубежными практиками

Завершился второй день IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022.

Студенты ИКИ выступили на юбилейном концерте Серебряного университета

На праздничной встрече в честь 5-летнего юбилея проекта "Серебряный университет" выступили студенты Департамента музыкального искусства Института культуры и искусств

Почему в России сильны антинаучные убеждения?

Результаты последних опросов ВЦИОМа показали, что каждый пятый россиянин верит, что пещерные люди жили в одно время с динозаврами. Почему так велик процент неграмотных людей? Об этом рассказали "Коммерсанту" эксперты МГПУ

Россиянам назвали главные тренды в современном образовании

Gazeta.ru о выступлении директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой на международной педагогической конференции «Открытая школа в глобальном мире»

Учёные назвали проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

На сайте РИА Новости вышел материал об исследовании, проведённом учеными из МГПУ в области обучения родителей и учителей длительно болеющих детей, находящихся на лечении в медицинских учреждениях