Top.Mail.Ru
Шалашова Марина Михайловна

Шалашова Марина Михайловна

Должность: директор института непрерывного образования

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук


ShalashovaMM@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Технологии организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Программно-методическое обеспечение дополнительного образования.
Кейс-технологии в естественно-научном и технологическом образовании школьников.
Научно-преподавательский стаж
Более 30 лет
Заслуги, награды

Имеет благодарности Губернатора Нижегородской области, Законодательного собрания Нижегородской области, Почетную грамоту Минобрнауки РФ.

Удостоена нагрудного знака «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

В 2020 году М.М. Шалашова удостоена Премии г. Москвы в области образования за реализацию образовательного проекта «Серебряный университет».

Член Ассоциации исследователей образования, член экспертного совета Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», член экспертного совета по дополнительным профессиональным программам Департамента образования г. Москвы.

Общий стаж
Более 30 лет
Основные публикации

Автор более 200 публикаций, в том числе 4 монографии, 27 научных работ, из них за последние 5 лет 35 публикаций, а также 24 учебных изданий, включая школьные учебники по химии.

Индекс Хирша (по РИНЦ) 15. Число публикаций в РИНЦ — 121, суммарное число цитирования — 850.

Наличие статей в рецензируемых научных изданиях (перечень ВАК) — 14,
в Scopus — 3, Web of Science — 2 за последние 3 года.

Среди основных публикаций:

  1. Геворкян Е.Н., Иоффе А.Н., Шалашова М.М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста//Педагогика, 2020 № 1, с. 74−86.
  2. Лесин С.М., Пичугин С.С., Сувирова А.Ю., Шалашова М.М. Трансформация системы профессиональной переподготовки педагогических кадров: поиск модельных решений// Вестник РМАТ, № 3, 2023, с.30−42.
  3. STEM-педагог: учитель будущего/ /Образовательная политика, зима 2020, с 34−40, 6 с. ISSN 2078−838X ВАК.
  4. Шалашова М.М., Демидова Е. А. Махотин Д.А., Юшков А.Н. Развитие естественно-научного и технологического образования в общеобразовательных организациях: национальные приоритеты// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021 № 1 (55). С. 125−133.
  5. Marina Mikhailovna SHALASHOVA; Natalia Ivanovna SHEVCHENKO; Dmitry AleksandrovichMAHOTIN. Development of functional literacy of school and university students Scopus// Revista ESPACIOS. ISSN 0798 1015 Vol. 39 (Nº 30) Year 2018 Page 22 Received: 15/03/2018. Approved: 30/04/2018.
  6. Olga Ivanova, Marina Shalashova, Elena Tareva and Oksana Gavrilyuk. Hospital School: Investigating the Practical Aspects of Teacher and Parent Training Educ. Sci. 2021, 11(10), 612; doi:10.3390/educsci11100612/ Pre-Service Teachers' Professional Knowledge and Self-Efficacy in Scientific Reasoning and Diagnostics.
  7. Геворкян Е.Н., Иоффе А.Н., М.М. Шалашова. Повышение квалификации педагогов: подходы и акценты результативности// Педагогика, 2018, № 6. С. 70--77.
  8. Шалашова М.М. Качество образования: изменение требований к результатам и системе оценивания// Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология- № 4, 2014-М., 2014 с. 27−33.
  9. Professional development of teachers in Russia: searching for new models (Повышение квалификации педагогов в России: поиск новых моделей) //European Applied Sciences № 1 — 2016 -Germany, 2016 (January)-116р.-р.32−33.
  10. Корпоративная модель повышения квалификации: подготовка школьных команд педагогов к реализации ФГОС общего образования// Вестник Московского государственного областного университета. Серия Педагогика -№ 2−2016. С. 190−200 ISSN 2072−8395.
  11. Иванова О.А., Шалашова М.М., Профессиональная адаптация и обучение родителей длительно болеющих детей. М.М.//Народное образование. 2023. № 3 (1498). С. 175−180.

Учебники, монографии:

  1. Управление профессиональным развитием педагогов: стратегии, модели, технологии и практики//Антонов Н.В., Демидова Е.А., Иванова О.А., Колычева З.И., Лесин С.М., Смирнова С.В., Суртаева Н.Н., Шалашова М.М., Шевелёва Н.Н. Коллективная монография // Москва, 2023.
  2. Измерение профессиональной компетентности будущего учителя химии: монография. МПГУ, АГПИ им. А.П. Гайдара. — Арзамас: АГПИ, 2008. — 171 с.
  3. Химия :8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений//П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова.-М.: АСТ: Астрель, 2013−270 с;
  4. Химия 9: учебник для общеобразовательных учреждений// П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова.-М.: АСТ: Астрель, 2013−255с
О себе

Окончила с отличием биолого-химический факультет Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара (1991г.), в 2010 г. докторантуру Московского педагогического государственного университета по специальности: теория и методика обучения (химия). В 2010 году успешно защитила докторскую диссертацию, получив ученое звание доктор педагогических наук.

С 2013 года — директор института дополнительного (непрерывного) образования Московского городского педагогического университета.

Опыт разработки системы оценивания профессиональных компетенций педагогов, инновационной модели изучения естественнонаучных дисциплин, развития навыков технопредпринимательства среди детей и молодежи, создания практик интеграции основного и дополнительного образования, использования инструментария повышения качества естественнонаучного образования.

Опыт разработки программ дополнительного профессионального образования и учебно-методических материалов для программ высшего образования с целью подготовки и профессионального развития учителей, педагогов и методистов дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности, моделей организации проектной и исследовательской деятельности детей в области естественных наук, опыт разработки и внедрения моделей персонализированного обучения педагогов русских школ за рубежом в области использования образовательных технологий формирования у обучающихся цифровой грамотности, универсальных компетенций и навыков XXI века.

С 2015 года руководит проектом по обучению педагогов и родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях «Проект по обучению педагогов и родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях», который реализуется совместно с проектом «УчимЗнаем».

Одна из инициаторов и организаторов проекта по обучению граждан старшего возраста г. Москвы, (проект «Серебряный университет»), который стартовал в 2017 году, с 2018 года стал частью проекта «Московское долголетие».

Является руководителем магистерской программы «Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности», в рамках которой осуществляется подготовка педагогов дополнительного образования «нового поколения» для г. Москвы и регионов Российской Федерации.

Член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук Д 212.155.03, созданного на базе государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета; Член рабочей группы Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования по разработке квалификационных требований педагога.

Область научных интересов

Методология и технологии дополнительного образования детей и взрослых, STEM- образование, теория обучения взрослых, оценивание качества образования, методика обучения химии.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.04.01, Педагогическое образование, "Педагогический дизайн дополнительного образования естественнонаучной и технической направленности"

Дипломы МГПУ вручены руководителям школ Казахстана

Завершилось обучение управленческих команд школ Алматы: дипломы МГПУ о профессиональной переподготовке получили 150 руководителей образовательных организаций города

Опыт МГПУ в госпитальной педагогике изучен российскими и зарубежными практиками

Завершился второй день IV Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа – 2022.

Студенты ИКИ выступили на юбилейном концерте Серебряного университета

На праздничной встрече в честь 5-летнего юбилея проекта "Серебряный университет" выступили студенты Департамента музыкального искусства Института культуры и искусств

Почему в России сильны антинаучные убеждения?

Результаты последних опросов ВЦИОМа показали, что каждый пятый россиянин верит, что пещерные люди жили в одно время с динозаврами. Почему так велик процент неграмотных людей? Об этом рассказали "Коммерсанту" эксперты МГПУ

Россиянам назвали главные тренды в современном образовании

Gazeta.ru о выступлении директора института непрерывного образования МГПУ Марины Шалашовой на международной педагогической конференции «Открытая школа в глобальном мире»

Учёные назвали проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

На сайте РИА Новости вышел материал об исследовании, проведённом учеными из МГПУ в области обучения родителей и учителей длительно болеющих детей, находящихся на лечении в медицинских учреждениях