Top.Mail.Ru

Первый нейробатл: студенты МГПУ проверили свои ИИ-персоны в деле

16 октября 2025 года в Московском городском университете прошел первый в России нейробатл — интеллектуальное соревнование ИИ-персон, созданных самими студентами. Три команды из разных институтов трудились над обучением своих цифровых агентов на университетской платформе «Нейролик».

«Нейролик» —  разработанная МГПУ платформа по созданию ИИ-агентов в образовании. Она предназначена для формирования персонализированных виртуальных агентов, которые могут оперировать релевантной информацией из знаниевой базы, загруженной самим пользователем. Такая платформа позволяет каждому преподавателю, студенту или исследователю создавать интеллектуальных помощников, адаптированных под конкретные образовательные и научные цели. Также платформа предоставляет возможность выполнить интеграцию с внешними системами, через которые можно взаимодействовать с виртуальными агентами.

Фактически каждой из команд был создан цифровой образ, основанный на модели искусственного интеллекта, обладающий индивидуальными параметрами, стилем коммуникации и возможностью вести диалог с пользователем от имени заданного образа. Такой цифровой собеседник может представлять как абстрактного персонажа, так и образ реального человека, адаптированный под конкретные задачи или сценарии взаимодействия.

В первом нейробатле участвовали три ИИ-персоны:

Все агенты были созданы одновременно — у команд было всего три дня на их обучение. Материалы, темы и образы студенты выбирали сами, а вопросы батла заранее не знали ни участники, ни эксперты. Это сделало состязание еще острее и увлекательнее.

Батл состоял из трех блоков, по два вопроса в каждом. Оценивали ответы эксперты — по точности, полноте и гибкости реакции. В экспертный совет вошли:

  • Татьяна Суворова, заведующая лабораторией развития цифровой образовательной среды Центра развития образования РАО
  • Арсений Обозненко, учитель информатики Цифровой школы МГПУ
  • гость конференции Чжу Сысяо (Zhu Sixiao), сотрудник Института образования Чжэцзянского университета (КНР)

По их словам, участники проявили высокий уровень подготовки, креативность и глубокое понимание потенциала платформы.

Модератором нейробатла выступила доцент департамента информатики, управления и технологий ИЦО МГПУ Полина Меренкова.

По ее инициативе ИИ-персоны предлагали ответы на сложные и философские вопросы: как избежать негативных последствий онлайн-пространства, что значит цифровая идентичность, как мотивировать к обучению и вовлечься в исследовательскую работу. Каждый вопрос требовал не только логики, но и эмпатии, которой разработчики постарались наделить свои ИИ-персоны.

По итогам голосования экспертов и зрителей преимущество, хоть и с небольшим отрывом, было за виртуальным консультантом Таней: агентом, обученным на базе научных статей и ВКР студентов института иностранных языков. Она помогает в подготовке исследований, поиске и анализе информации, а также в вопросах педагогики и лингводидактики.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что студенты не просто создали трех уникальных персонажей — «известного математика, педагога и сборную команду дипломников» — но и провели реальное сравнение их ответов.

«Думаю, такое обучение в диалоге станет заметной новацией, даже более важной, чем персонализация. Но стоит понять, вызреет ли диалогическая дидактика», — подчеркнул он.

Эксперты отметили различия в структуре ответов ИИ-персон и базах данных, требующих дальнейшей точной настройки. Но уже сегодня ясно: созданные студентами цифровые агенты могут быть реальными помощниками в исследовательской работе. Так, «Научный помощник Таня» предлагает темы ВКР и формулирует запросы к e-library, «МетодикAi» цитирует источники с указанием абзацев, а «Цифровой вожатый» выделяется дружелюбным стилем общения и умением поддерживать интерес собеседника.

Команды поделились впечатлениями. Студенты ИИЯ рассказали, что планируют использовать свою ИИ-персону в учебной практике и отметили, насколько полезным и ответственным оказался процесс отбора данных. Студенты ИЦО поблагодарили организаторов и выразили готовность создавать новых агентов для разных профилей подготовки. Команда ИППО назвала проект настоящим экспериментом в командном взаимодействии и выразила надежду на развитие голосового и голографического интерфейсов в будущих версиях своих ИИ-персон.

Полина Меренкова подчеркнула, что участники нейробатла стали настоящими первопроходцами:

«Они продемонстрировали очень разные подходы к созданию ИИ-персон, наделили их своими предысториями и проявили заинтересованность в отборе качественных материалов. Всё это привело к интересным, порой неожиданным результатам. Потенциал такого проекта — огромен».

Эксперимент по использованию платформы «Нейролик» полностью удался. Организаторы, участники и зрители отметили, что нейробатл стал не просто зрелищным элементом конференции, а шагом к новой модели взаимодействия человека и искусственного интеллекта в образовании. Университет уже ждёт следующих проектов — ещё смелее, технологичнее и креативнее.
нейробатл4
нейробатл3
нейробатл5
Фото: МГПУ



ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Преподаватели кафедры РЯЛ на конференции в МГУ


04 декабря 2025 г.


27 и 28 ноября на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла XIII международная научная конференция «Романские языки и культуры: от античности до современности»

Главные новости