Top.Mail.Ru

Подростки не хотят помогать по дому: как вести себя маме

Подростки часто не хотят убираться, мыть посуду, готовить. Мама может очень уставать от этого, но продолжать тянуть весь быт на себе. Как подключить взрослых детей к домашним обязанностям и стоит ли это делать? Рассказывает педагог-психолог, доцент МГПУ Юлия Челышева.

Вопрос. Как помочь моим девочкам (16 и 17 лет) понять, что они должны помогать мне, маме, по дому? Ничего не делают, в комнатах бардак, всё делаю сама, а они сидят и едят — даже тарелку не отнесут на кухню. А в 4, 5 лет помогали мне, даже шили что-то сами. Сейчас говорят: «Мы не хотим помогать» и «Нас не беспокоит неубранная квартира».

«Подростничество» — это возраст, когда человек находится в состоянии бунта и всеми доступными способами демонстрирует это. И это не всегда допустимое поведение. История, когда ребенок со сформированными социальными и трудовыми навыками просто отказывается их демонстрировать, абсолютно нормальная.

Да, когда-то такая деятельность была для человека естественной, но это было давно. И здесь стоит говорить о том, что есть долг и есть ответственность. И родители, да и в целом люди, часто их путают.

Долг — это то, на чем мы настаиваем, а ответственность — то, что формируется у самой личности

Но ответственность может быть сформирована только в результате взаимодействия с обществом. И заниматься ее взращиванием нужно с раннего детства, наглядно демонстрируя причинно-следственные связи.

То, что девочки, будучи маленькими, помогали по дому, не связано на самом деле с помощью как таковой. Это была увлекательная игра. Возможно, даже соревнование: кто из них быстрее соберет игрушки, кто больше поможет маме — элемент конкуренции у сиблингов.

Но сейчас они уже подростки — у них сменилось социальное окружение, интересы. И то окружение, которое есть у них сейчас, скорее всего, преимущественно демонстрирует отвержение социально приемлемых действий.

Они знают, что, ну да, они не уберут, ну да, мама поскандалит. А потом сама все сделает

И навык преодоления трудностей в результате не формируется. Им попросту не о чем беспокоиться. Они знают, что кровать все равно будет застелена, тарелку отнесут в раковину, да еще и помоют, вещи постирают и разложат по ящикам.

Подростки находятся в том возрасте, когда их основная задача — сепарироваться от родителей, и они демонстрируют самостоятельность во всем, в том числе и в том, что касается выбора предпочитаемой деятельности. И выполнять ту «работу», которую навязывают взрослые и которая в их представлении является взрослой ответственностью, они, естественно, не хотят. Отсюда и все те высказывания, которые выводят родителей из себя: «Зачем убираться? И так нормально», «Пусть будет грязно, мне это не мешает».

Роль родителя заключается здесь в том, чтобы четко поделить домашние обязанности между всеми членами семьи. Важно обсудить, кто и что может делать и за что нести ответственность.

Помимо обязанностей, должны быть и последствия за их неисполнение

Есть вещи, которые мы разрешаем ребенку: остаться на ночевку, пригласить к себе друзей, лишний час с гаджетом и т. д. И есть правила, которые должны соблюдаться. Если правило не соблюдается, время игры сокращается, ночевка отменяется, а гости переносятся.

В воспитательных целях важно использовать именно тот вид деятельности, который является не базовым для ребенка, а «в удовольствие». Ребенок должен понимать, что сам влияет на то, как увеличивается или сокращается время его развлечений.

Здесь очень важен именно момент принятия решения, когда подросток получает конкретный результат от своих поступков. Ответственность формируется только в процессе деятельности.

Задача родителей — быть рядом, но не делать абсолютно все за ребенка, тем более подростка. А наблюдать за тем, как это делает он сам. Да, это трудно, сложно, порой и вовсе невыносимо — терпеть бардак. Но когда у подростков закончатся чистые футболки, они поймут, что эту обязанность — возложенную на них — нужно выполнять. Иначе последствия будут не самыми приятными — и не где-то там, в будущем, а вот прямо здесь и сейчас.

Читать в источнике


Персоны



Экспертам ИСПО присудили учёные степени кандидатов педагогических наук


24 апреля 2024 г.


В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и.о. директору ИСПО имени К. Д. Ушинского Сергею Еремину и начальнику Департамента среднего общего образования и общегуманитарного цикла Владлену Самбуру присуждены учёные степени

Педагоги ИКИ провели занятия в международной онлайн-школе «Чайка»


24 апреля 2024 г.


Продолжаем международное сотрудничество — преподаватели департамента СКД и сценических искусств ИКИ МГПУ провели в апреле мастер-классы по сценической речи для русскоговорящих детей, живущих за границей