Проблемы социализации обучающихся в современном спорте

15 мая в училище олимпийского резерва № 2 прошел круглый стол на тему «Проблемы социализации обучающихся в современном спорте».

Найти подходы к решению обозначенной проблемы попытались 15 мая в здании среднего специального училища олимпийского резерва № 2. Командой организаторов из Педагогического института физической культуры и спорта и УОР № 2 неслучайно было принято решение проводить круглый стол подобного тематического поля в уникальном учебном заведении, объединяющем в себе государственное образовательное учреждение и центр подготовки спортивного резерва — выбор места коррелирует с постановкой проблемы круглого стола.

Проблемное поле

Спортсмены высшей спортивной квалификации, обучающиеся в организациях высшего образования, сталкиваются с серьезным противоречием между образовательной и спортивной деятельностью. Необходимость систематического участия в тренировочных сборах и соревнованиях ведет к невозможности в полном объеме осваивать образовательную программу, а полноценная учебная деятельность ставит под угрозу спортивную карьеру.

В большинстве случаев спортсмены делают выбор в пользу спорта, в чем их поддерживают тренеры, спортивные организации и отчасти вузы, которые также заинтересованы в высоких спортивных результатах обучающихся. Вырабатывается система, при которой студент-спортсмен, даже не посещая занятия, получает зачеты и оценки, что на бумаге выглядит как успешное освоение основной образовательной программы.

Вместе с тем, не получая реальных знаний и не развивая свои профессиональные компетенции, спортсмен оказывается в заведомо невыгодной ситуации по сравнению с другими выпускниками — после окончания спортивной карьеры, несмотря на наличие документа об образовании, он сталкивается с большими трудностями в поиске работы и дальнейшей профессиональной социализации.

Таким образом, спортсмен, достигший уровня высшего спортивного мастерства, и соответственно, высокого социального статуса, после окончания спортивной карьеры оказывается в ситуации резкого снижения социального статуса до уровня начинающего работника низшей квалификации, с соответствующими перспективами на рынке труда, что является глубоко травмирующей и социально непродуктивной ситуацией.

Вопросы для обсуждения

В ходе круглого стола обсуждались:
— вопросы профессиональной социализации спортсменов высшей спортивной квалификации по окончании спортивной карьеры;
— пути эффективного сочетания спортивной подготовки и образовательного процесса для спортсменов высшей спортивной квалификации;
— механизмы индивидуализация образовательного процесса для спортсменов высшей квалификации, обучающихся в организациях высшего образования.

Участники

В работе круглого стола приняли участие руководители образовательных организаций, руководящие работники федеральных органов исполнительной власти, руководители спортивных федераций, спортсмены высшей квалификации, в частности:

  • Наталья Починок — ректор Российского государственного социального университета;
  • Андрей Захаров — директор ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта, Президент Федерации велосипедного спорта в городе Москве;
  • Александр Климов — первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ);
  • Сергей Куликов — проректор по молодёжной политике Московского авиационного института (национальный исследовательский университет);
  • Юлия Карлина — начальник отдела координации подготовки к Олимпийским играм и межведомственного взаимодействия Министерства спорта Российской Федерации;
  • Александр Минаев — начальник отдела физического воспитания и формирования здорового образа жизни Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России;
  • Алексей Свирин — заместитель директора по спортивной подготовке ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта, Президент Федерации гребного спорта России, Олимпийский чемпион 2004 года;
  • Денис Соловьев — обучающийся Педагогического института физической культуры, чемпион мира по спортивной аэробике.
  • Модератором круглого стола выступил директор Педагогического института физической культуры Александр Страдзе.

Итоги

Участниками круглого стола отмечена высокая актуальность поставленной проблемы. Намечено продолжение поступательного обсуждения проблематики профессиональной социализации обучающихся спортсменов на других площадках.

По итогам круглого стола принято решение о создании рабочей группы по разработке новых форматов профессиональной социализации спортсменов высшей спортивной квалификации, обучающихся в организациях высшего образования.

Галерея события доступна по ссылке.



Методический семинар по обновлению урока физкультуры


15 октября, 2018 г.


Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского оказал методическую поддержку в проведении семинара для учителей физической культуры Москвы и Подмосковья, состоявшегося на базе школы №1788

Физкультура 21 века вашему вниманию!


14 октября, 2018 г.


Команда института естествознания и спортивных технологий МГПУ совместно с коллегами из школы №1788 провела открытый урок физической культуры в новом - цифровом - прочтении. Мероприятие прошло в Экспоцентре в рамках XIII Фестиваля науки в Москве