Top.Mail.Ru

Профориентация: как предпрофессиональное образование помогает школьнику выбрать дело по душе

В 7−9 классе подросток, как правило, уже понимает свой круг интересов. Однако любить условную математику — это одно, а грамотно выбрать карьерное направление, где она пригодится, — совсем другое. Чтобы помочь ребёнку осознанно определиться с профессией, родители могут рекомендовать ему поступить после сдачи ОГЭ в предпрофессиональный класс.

Чем такие классы отличаются от обычных, как в них попасть и какие преимущества могут получить выпускники при поступлении в вуз? Ответы на эти и другие вопросы редакция «Родительского университета» искала вместе с и. о. директора Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Михаилом Силантьевым.

Что такое предпрофессиональные классы

Предпрофессиональные классы — проект Департамента образования и науки города Москвы (ДОНМ). Он представляет собой партнёрскую систему обучения и профориентации «Школа — колледж — вуз — работодатель» и позволяет ученикам погрузиться в то или иное профессиональное направление в 10−11 классах.

По данным ведомства, сейчас такие классы открыты более чем в 360 школах столицы — это свыше 70% всех школ Москвы. При этом опыт столичных коллег постепенно перенимают регионы. Так, предпрофессиональные классы есть в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Нижнего Новгорода, Камчатского края и пр.

Образовательные программы предпрофессиональных классов отличаются следующими особенностями:

  1. Углублённое изучение профильных предметов

«У каждого направления они свои. Так, в медицинских классах изучают химию и биологию, в инженерных — математику, физику и информатику. Эти дисциплины преподают учителя с учёными степенями и званиями или прошедшие диагностику в формате ЕГЭ на экспертном уровне», — отмечает Михаил Силантьев.

  1. Баланс теории и практики

Учебный процесс должен отвечать вызовам времени, поэтому большое внимание в предпрофессиональных классах уделяется практике.

В частности, школьники:

  • занимаются на современном медицинском, инженерном, IT- и другом оборудовании;
  • получают первые профессиональные навыки на спецкурсах;
  • посещают экскурсии в профильных вузах и на предприятиях, общаются с ведущими специалистами отрасли;
  • проводят исследования или разрабатывают проекты под руководством преподавателей университетов-партнёров;
  • получают настоящие профессии на базе колледжей, не отрываясь от учёбы в школе;
  • бывают на лекциях, мастер-классах, конференциях и встречах с работодателями.

«Любая компания хочет, чтобы в ней работали мотивированные, хорошо подготовленные и ответственные люди. Для этого будущие сотрудники должны заранее понимать, как будет выглядеть их рабочий процесс. Экскурсии и учебные дни на площадках отраслевых партнёров помогают осознанно подойти к построению карьеры», — говорит Михаил Силантьев.

  1. Актуальность знаний и навыков педагогов

«Прежде чем стать учителем в предпрофессиональном классе, педагог должен успешно подготовить к ЕГЭ не менее двух выпусков 11-х классов. Кроме того, преподаватели спецкурсов проходят повышение квалификации минимум каждые три года. Это даёт им возможность обучать старшеклассников самым актуальным знаниям и навыкам. Предпрофессиональное образование объединяет не только самых мотивированных школьников, но и самых прогрессивных учителей», — отметил Силантьев.

Какие бывают предпрофессиональные классы

Проект предпрофессиональных классов ДОНМ включает шесть направлений: инженерное, IT, медицинское, предпринимательское, психолого-педагогическое и медиа.

Инженерные классы

Здесь готовят будущих специалистов высокотехнологичных отраслей производства. В московских школах есть инженерные классы технологического, химического, авиастроительного и космического профилей.

Ребята на углублённом уровне изучают математику, физику, химию и информатику, а также проходят инженерный практикум, на котором погружаются в теоретическую механику, знакомятся с электромагнитными приборами. Кроме того, они изучают технологии современного производства: практикуются в робототехнике, 3D-технологиях, работе на разнообразных станках.

Партнёры: 30 вузов и две научные организации (в т. ч. МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ МЭИ, НИЯУ МИФИ), 20 колледжей, предприятия авиастроительной, ракетно-космической, медико-фармацевтической, пищевой, косметической и других отраслей.

ИТ-классы

В ИТ-классах учатся будущие специалисты цифровых индустрий. Они углублённо изучают математику, физику и информатику. На спецкурсах школьники осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и др., учатся создавать 3D-модели, цифровых двойников, работать с микроконтроллерами и т. д.

Партнеры: 19 вузов (в т. ч. МФТИ, РТУ МИРЭА, Московский Политех), 30 колледжей, крупные компании — разработчики цифровых экосистем, создатели телекоммуникационных сетей, решений в области сетевой безопасности, автоматизации производства и др.

Медицинские классы

В медицинских классах школьники углублённо изучают биологию, химию и математику, знакомятся с анатомией и физиологией человека, принципами здорового образа жизни, учатся выполнять медицинские манипуляции, ухаживать за больными, оказывать первую помощь при угрожающих состояниях.

Партнеры: 6 вузов (в т. ч. Первый МГМСУ им. И. М. Сеченова, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, РОСБИОТЕХ), 6 медицинских колледжей, московские учреждения здравоохранения — детские и взрослые поликлиники, многопрофильные стационары, подстанции скорой помощи.

Предпринимательские классы

Будущие бизнесмены углублённо изучают математику, иностранный язык и обществознание. Они погружаются в основы предпринимательской деятельности — изучают бизнес-моделирование, маркетинг, технологии продаж, управление финансами и многое другое. Также ребята проходят спецкурсы по экономике, лидерству и командообразованию.

Партнёры: 12 вузов и 1 научная организация (в т. ч. РЭУ им. Г.В. Плеханова, НИУ ВШЭ, РУДН), 10 колледжей, бизнес-клубы, объединяющие владельцев и топ-менеджеров компаний разных отраслей, банки, государственные и частные организации в сфере финансов.

Медиаклассы

В медиаклассах учатся будущие журналисты, специалисты по медиапроизводству и связям с общественностью. На углублённом уровне школьники изучают литературу, иностранный язык и обществознание. Практические навыки они получают на спецкурсах по технологиям медиапроизводства и журналистике. Отдельный пункт обязательной программы — изучение особенностей медиакоммуникаций в Москве.

Партнеры: 19 вузов (в т. ч. МГУ, МГИМО, РГГУ), 11 колледжей, российские информационные агентства, интернет-СМИ, медиахолдинги.

Психолого-педагогические классы

В психолого-педагогических классах готовят будущих специалистов по образовательным технологиям: педагогов-психологов, логопедов, дефектологов. Школьники углублённо изучают русский язык, биологию, обществознание и математику, проходят курсы по основам физиологии, социальной психологии, по современной нейронауке.

Партнёры: 5 вузов (в т. ч. МГПУ, МГППУ, МПГУ), образовательные учреждения Москвы, в том числе «ресурсные школы» — 35 столичных школ, в которых созданы особые условия для учеников с ограниченными возможностями здоровья. В них, а также в отделениях Городского психолого-педагогического центра Москвы дети проходят предпрофессиональную практику.

Какие преференции получают школьники

Помимо глубоких знаний и опыта взаимодействия с работодателями и профессионалами той или иной сферы, выпускники предпрофессиональных классов имеют следующие возможности:

  1. Получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вуз

Поскольку ребята изучают ряд предметов на углублённом уровне, это позволяет им становиться призёрами и победителями олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов. За это вузы могут начислить дополнительные баллы к ЕГЭ (сколько именно и за какие конкретно достижения, университеты решают сами и прописывают это в порядке приёма на направления подготовки).

  1. Найти работу до окончания вуза

«Зачастую отраслевые партнёры начинают выстраивать трудовые отношения с будущими специалистами ещё на этапе их учебы в школе: приглашают на стажировки или заключают отложенные трудовые договоры. Этому способствуют ежегодные городские научно-практические конференции „Старт в медицину“, „Инженеры будущего“ и „Наука для жизни“, на которых представители работодателей могут увидеть перспективные проекты, созданные ребятами, и оценить их потенциал», — объясняет Михаил Силантьев.

  1. Сделать собственную разработку или проект

Любым работодателям важно, чтобы кандидат не только обладал нужными компетенциями, но и умел показывать результат. В этом смысле школьники, которые уже во время учёбы проводят исследования и занимаются собственными разработками, создают себе фундамент для успешной карьеры, которая будет по душе.

  1. Проверить карьерные мечты на прочность

«К моменту поступления в 10-й предпрофессиональный класс ребята уже имеют определенный набор знаний о существующих отраслях и профессиях в них. Уже в первом полугодии они могут прикоснуться к будущей профессии и убедиться, действительно ли она им подходит. Если нет — без особого труда изменить свой выбор и применить свои таланты в другой области», — сказал Михаил Силантьев.

Как поступить в предпрофессиональный класс

Для поступления в предпрофессиональный класс нужно:

  • сдать профильные предметы ОГЭ на высокие баллы;
  • выбрать школу с интересующим предпрофессиональным классом;
  • принести или подать в электронном виде заявление на имя директора;
  • предоставить данные об индивидуальных достижениях — победах в олимпиадах, конкурсах (если есть).

В зависимости от города список документов для поступления может варьироваться.

Если профессиональный класс есть в той школе, где ребёнок уже обучается, для поступления в него также нужно подать заявление на имя директора.

Источник: «Родительский университет«

Фото: ИРПО МГПУ


Персоны



Игорь Реморенко дал комментарий «BFM.ru» о причинах удорожания программ обучения


14 июня 2024 г.


Обучение в лучших российских вузах подорожает до 20% со следующего учебного года. Больше всего выросла цена на технические направления

Состоялся очный пленэр «Культурное наследие Москвы» ЦНХО ИНО


13 июня 2024 г.


Более 300 учащихся из Москвы, Московской, Воронежской и Тульской областей приняли участие в очном пленэре на территории усадьбы Измайлово