Top.Mail.Ru

В ИПКР обсудили психологический возраст человека и цивилизации

На неделе профессий в институте психологии и комплексной реабилитации состоялась традиционная открытая лекция профессора Бориса Рыжова на тему «Психологический возраст человека и цивилизации». С первых минут выступления Борис Николаевич сумел захватить внимание аудитории, погрузив ее в мир возрастов. Он подробно рассказал о возрасте психологическом, сравнив его с паспортным и биологическим возрастами.

В процессе жизни человек проходит через ряд возрастов. Психологический возраст — это субъективный возраст, на который человек себя ощущает, и он не зависит от того, сколько лет ему на самом деле. Ученые изучают психологический возраст как концепцию, которая описывает то, как человек воспринимает и ощущает свое взросление и старение, время в целом (быстро оно для него идет или медленно).

Борис Николаевич познакомил слушателей со своей концепцией возрастного развития, которая строится на идее смены мотивации каждые 12 лет. В процессе жизни человек проходит через ряд возрастных этапов, в ходе которых преобладающее значение приобретает тот или иной вид мотивации. При этом абсолютные значения индексов мотивации отражают, в основном, общебиологические закономерности и особенности культурно-исторической ситуации.

В целом, системная периодизация возрастов может быть представлена в виде своеобразного круга жизни. Он заключает в себе последовательную смену четырех главных жизненных этапов:

  1. Эры становления человека как индивида и как личности;
  2. Эры расцвета, достижения акме;
  3. Эры сохранения, смысл которой в обращении человека к нравственным ценностям и заботе о своих близких;
  4. Эры возвращения к себе — мудрости и обретения покоя.

Каждая эра при этом включает в себя две двенадцатилетние эпохи, выделенные на основе эмпирически полученных данных об актуальном для каждой виде мотивации.

Они сменяют друг друга в последовательности: детство — юность, в течение которых витальная мотивация уступает свою актуальность мотивации познания; затем молодость — взрослость, когда пика актуальности достигают репродуктивная мотивация и затем мотивация самореализации; далее средний возраст — зрелость, когда актуальная нравственная мотивация сменяется мотивацией альтруизма; и завершает цикл развития пожилой возраст, переходящий в преклонный, — для которых характерна актуализация мотивации защиты Я, уступающая свое место на последнем этапе жизненного пути мотивации самосохранения.

С примерами и увлекательными рассуждениями профессор смог не только донести сложные концепции, но и вдохновить студентов и преподавателей на дальнейшие размышления о своей собственной мотивации и о развитии цивилизации.

«Большое спасибо Борису Николаевичу за такую интересную лекцию! Слушал с восхищением! Я считаю, что каждый должен побывать на таком мероприятии и хотелось бы, чтоб такие открытые лекции проходили как можно чаще!», — Кирилл Толоконников.

«Лекция была отличной, но хотелось бы, чтобы она шла дольше. Было видно, что Борис Николаевич хотел рассказать ещё больше», — Александр Кузнецов.

«Лекция очень понравилась. Тема сама по себе интересная и необычная. Рыжов Б. Н. вёл её очень живо, вовлекая студентов в свою теорию. Единственное, что огорчило — времени было мало. Хотелось бы побольше раскрыть эту область психологии», — Екатерина Балабанова.

«Борис Николаевич — настоящий гений! Его умение преподносить материал вызывает искренний восторг. Это всегда интересно, филигранно, многогранно и удивительно разносторонне. С любой темой он делает увлекательный дискурс, который звучит как настоящая услада для ушей. Каждое его рассуждение оставляет „пищу для размышления“, и эта лекция не стала исключением. Особенно занимательно было слушать об исследованиях психологического возраста и перспективах дальнейшего анализа в исполнении мастера, искренне горящего своим делом», — Виктория Нам.

«Лекция произвела на меня сильное впечатление. Она не просто расширила знания, но и заставила по-настоящему задуматься. Ещё долго после окончания я возвращался мыслями к услышанному и понял, что лекция затронула действительно важные и глубокие темы», — Тимур Курилов.



В МГПУ прошёл городской семинар, посвященный истории народного ополчения столицы 1941 года


05 декабря 2025 г.


Cеминар «Живая память московского народного ополчения. Методики обучения, воспитания, музейно-педагогической, краеведческой и поисково-исследовательской работы» состоялся в преддверии 84-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Москвой

ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Главные новости