Top.Mail.Ru

Развивающее профессиональное образование: от методологии к проектам

26 октября 2022 г. стартовал постоянно действующий семинар «Развивающее профессиональное образование: от методологии к проектам». Организатор семинара — институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ. Темой обсуждения на первом семинаре, обозначенной как «Что такое развивающее профессиональное образование?», заинтересовалось большое число педагогов, психологов, научных работников, аспирантов и магистрантов, преподавателей системы СПО и работодателей: в мероприятии приняли участие более 150 человек. Оно проходило в смешанном формате: в Зале ученого совета МГПУ и в online-режиме в сети Интернет с использованием платформы Microsoft Teams.

Работу семинара открыл Сергей Владимирович Еремин, и. о. директора ИСПО им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ, выразивший надежду, что систематическая совместная работа участников семинара в области исследований и коллегиального обсуждения актуальных проблем развивающего профессионального образования внесет реальный теоретический и практический вклад в совершенствование профессионализма выпускников, обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Руководитель семинара и основной докладчик, Владимир Товиевич Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования ИСПО им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета, предложил к обсуждению явно назревшую проблему: в практике современной профессиональной деятельности, особенно при частой смене профессий, которая стала нормой, личностный рост, «не поспевает» за профессиональным, не позволяя, по словам Л.С. Выготского, обучению «плестись в хвосте развития». Разрыв между личностной и профессиональной позицией, в которой самоопределяется именно личность (профессионал и профессионализм формируются лишь благодаря этому самоопределению), тормозит развитие профессиональной деятельности для всего общества, а не только для отдельного человека. Преодолению этого разрыва, по мнению В.Т. Кудрявцева, может способствовать развивающее профессиональное образование, научные основы и опыт проектирования которого обсуждаются на данном семинаре в целом. Среди ключевых концептов, которые позволяют раскрыть особенности такого образования, докладчик выделил: «личностное самоопределение в профессии» (в противовес традиционному «профессиональному определению»), «профессиональное воображение», проблемная социальная ситуация развития (Л. С. Выготский) в процессе профессионального становления личности.

В качестве содокладчика на семинаре выступил Евгений Иванович Исаев, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

В ходе дискуссии участники семинара обсудили актуальные направления реализации принципов развивающего образования в современной системе СПО, ее уникальный развивающий потенциал и особую образовательную атмосферу, внутри которой своеобразно сплетаются различные линии психического развития человека, поддерживаемые на разных уровнях образования и в различных формах профессиональной деятельности. Проблематика семинара глубоко заинтересовала участников и вызвала много вопросов к обсуждению: не тормозится ли путь к профессионализму на первых курсах СПО, если реальное включение в профессию начинается фактически только с третьего курса? Что в основе развития профессионализма — самоопределение или творчество? Можно ли говорить о том, что среднее профессиональное образование готовит профессионального работника, полностью готового к самостоятельной трудовой деятельности? Было отмечено, что обсуждение и выработка единого подхода к методологии и практике развития основ профессионализма в СПО в условиях динамичного состояния общества и экономики совершенно необходимо, и начало работы постоянно действующего семинара может стать для этого хорошей основой.

В завершение события Лев Геннадьевич Кравцов, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией проектирования культурно-исторических моделей образования ИСПО МГПУ, напомнил, что встречи на семинаре «Развивающее профессиональное образование: от методологии к проектам» будут продолжаться на постоянной основе, и мы приглашаем всех заинтересованных присоединяться к его работе. Следите за анонсами!

WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-4
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-6
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-7
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-11
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-12
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-15
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-16
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-17
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-18
WhatsApp Image 2022-10-26 at 22.35.24-21
Фотографии с семинара доступны по ссылке: https://www.mgpu.ru/galleries/seminar-razvivayushhee-professionalnoe-obrazovanie-ot-metodologii-k-proektam/



Сад памяти в ИППО: студенты высадили деревья в честь ветеранов


03 мая 2024 г.


Студенты МГПУ, участвующие в акции, – потомки победителей. Они знают и хранят истории своих прадедов. Одной из таких историй поделилась с журналистами Валерия Чалкина

Студент ИКИ Георгий Русских — в тройке суперфиналистов «Голоса 12»


02 мая 2024 г.


Студент МГПУ Георгий Русских дошёл до суперфинала главного вокального шоу страны, попав в тройку сильнейших