Top.Mail.Ru

«Сказки с провокациями»: статья Ольги Шиян

В первом номере журнала «Современное дошкольное образование» за 2024 год опубликована статья Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Вместе с соавтором Яной Коротун в статье Ольга Александровна раскрывает результаты исследования — оно проводилось с целью проанализировать влияние нарративной практики, в рамках которой взрослые поддерживают сочинение и обсуждение детьми сказочных историй, на развитие творческого мышления.

Раскрыв основные понятия исследования — «творческое мышление», «детские нарративы», «нарративная практика», — авторы проанализировали современные исследования, посвященные влиянию нарративных практик на детское развитие: «По итогам проведенного анализа источников мы можем сказать, что к настоящему моменту остается нераскрытым вопрос о том, может ли именно нарративная практика стать ресурсом для развития творческого (диалектического) мышления дошкольников». Авторы выдвигают гипотезу о том, что в рамках специально организованной нарративной практики — решения противоречивых ситуаций в символическом пространстве — возможно создать условия для амплификации как творческого мышления, так и способности порождать сказочные истории.

В исследовании приняли участие 60 детей 6−7 лет, а в качестве способа активизации творческого мышления дошкольников использовалась нарративная практика «Сказки с провокациями». Вот лишь несколько примеров противоречивых ситуаций, инициирующих сочинение историй с детьми:

  • Добрый делал доброе, но оно оказывалось злым. Он добрый или злой?
  • Смелый может быть трусом, а трусливый оказаться смелым?
  • Можно ли ехать и одновременно — не ехать?
  • Было красивое, а оказалось — уродливым. Как такое возможно?
  • Был кто-то щедрый, но и жадный одновременно?

Вот что авторы статьи рассказывают о полученных результатах: «Исследование показало, что в условиях нарративной практики, где дети сочиняли историю, отталкиваясь от противоречивой ситуации, произошли значимые изменения как в творческом мышлении, так и в качестве детских историй. Детские истории стали более структурными, в них чаще стали встречаться художественные образы и оперирование отношениями противоположности».

Читайте полную версию статьи «Нарративная практика „Сказки с провокациями“ как пространство развития творческого мышления дошкольников», чтобы узнать, как научиться поддерживать детское сочинительство и развивать диалектическое мышление.

Фото: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости