Top.Mail.Ru

Социальная практика

В МГПУ стартовала социальная практика всех студентов 3 курса. Цель практики — это содействие становлению компетентности бакалавров в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности, приобретение практического опыта организации процессов обучения, воспитания и социализации обучающихся с ООП. В процессе такой практики мы надеемся вовлечь студентов в социально-значимую деятельность образовательных организаций города Москвы; привлечь студентов к созданию и реализации социально-ориентированных проектов, востребованных во внешней и внутренней среде Университета; интегрировать учебную и профессиональную деятельность студентов 3-ого года обучения; развивать универсальные компетенции современного специалиста (системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие); общепрофессиональные компетенции; сформировать систему общекультурных и этических ценностей студентов, ориентированных на формирование инклюзивной культуры общества.

В этом году практика готовилась и реализуется в двух форматах:

  • Оффлайн — выход в образовательные организации г. Москвы, социально-ориентированные организации, иные организации, реализующие образовательные и социальные программы для лиц с ОВЗ и /или инвалидностью. В условиях очного присутствия студенты наблюдают за организацией образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, организуют взаимодействие с обучающимися (во время уроков, во внеурочной деятельности), при участии представителей профильных организаций инициируют и разрабатывают актуальные проекты.
  • Онлайн — занятия в MS Teams (синхронно, асинхронно) 1 раз в неделю 2 пары по расписанию, согласованному с Институтами МГПУ.

Интерактивные занятия проводят преподаватели ИСОиП совместно с представителями профильных организаций (координаторы инклюзии от школ; профильные учителя; методисты). В процессе интерактивных занятий студенты будут анализировать сайты ОО по ряду критериев; в группах разрабатывать сценарии уроков доброты для разных целевых аудиторий: разрабатывать сценарии адаптированных уроков; анализировать видео; создавать и вести профессиональный профиль в социальных сетях, направленный на формирование инклюзивной культуры и др.

Итогом социальной практики будет являться разработанный образовательный медиа-ресурс, который может включать в себя учебный, воспитательный или просветительский контент.

На партнерской основе с ГППЦ г. Москвы к реализации социальной практики привлечены:

  • Образовательные организации, реализующие проект «Ресурсная школа»:
  • ГБОУ «Школа № 1788»
  • ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская»
  • ГБОУ «Школа № 1540»
  • ГБОУ «Школа № 1206»
  • ГБОУ «Школа № 1298»
  • ГБОУ «Школа № 830»
  • ГБОУ «Школа № 2009»
  • ГБОУ «Школа № 158» ГБОУ «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина»
  • Коррекционные (специальные) школы:
  • ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Для того чтобы продемонстрировать студентам вариативность, многообразие образовательных и иных организаций, реализующих социальные и обучающие программы для лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях города Москвы, привлечены на договорных основах следующие партнеры:

  • Центр социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров». Студенты познакомятся с системой реализации программ комплексной социальной помощи и поддержки семей, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями.
  • Центр Лечебной Педагогики​ «Особое детство». Для студентов будет организовано еженедельное посещение групповых и индивидуальных занятий, участие в педсоветах, подготовке материалов к занятиям.​
  • РООИ помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». На площадках партнера студенты смогут пройти социальную практику как в условиях учебного центра, так и в качестве волонтеров ежегодного Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди.
  • Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх». Студенты будут работать в качестве волонтеров-репетиторов для подростков с опытом внесемейного воспитания, с ОВЗ и др.
  • ДОМ культуры ГЭС 2​ (отдел доступности). Студенты примут участие в реализации обучающих музейных программ для посетителей с разными формами инвалидности.
  • Киношкола для людей с инвалидностью​ «БЕЗ ГРАНИЦ«​. Студенты Института культуры примут участие в реализации учебных программ студии.

Вот что говорят сами студенты о своем новом опыте:

Будущие учителя-дефектологи, пробующие себя в качестве тьюторов для детей с РАС на площадке РООИ «Контакт».

«На коммуникативном занятии было 6 детей. Всем было примерно 5 лет, а одному мальчику было 3 годика, он пришёл первый раз, очень переживал и плакал. Другой мальчик был гиперактивный, пытался со всеми драться, кусался. Нам нужно было следить за ним, бегать, держать и отвлекать его. С остальными детьми пытались наладить коммуникацию, знакомить их, контактировать. Узнали о том, как совместно находятся разные по контактности дети с аутизмом. Постарались помогать им взаимодействовать. На занятии арт-терапией дети рисовали, гиперактивный мальчик и его брат очень любят краски, вели себя очень капризно, опрокидывали стаканчики с водой. А ещё научились доставать из рта детей всякие несъедобные вещи. В целом получили отличный опыт».

Будущие учителя географии, посещающие ГБОУ «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина»:

«Школа мне очень понравилась. Школа, кабинеты, куратор вообще добрая, отзывчивая, помогала со всем. Некоторые дети пугают немного в плане безопасности, не всегда понятно, как с ними работать. Куратор рассказывала, как с ними работать, как их воспитывать. Это очень крутой опыт, но надеюсь, что он будет только на такой практике». «Ну все очень понравилось, ответили развёрнуто на все интересующие вопросы. Провели урок, показали, как общаться с детьми с ОВЗ».

«Школа красивая, чистая. Соблюдаются все нормы для инклюзивной работы с детьми. Прекрасные преподаватели, харизматичные и ответственные. С первых минут включили всех детей в работу».

«Все прошло отлично, учитель географии и дефектолог замечательные, все подробно рассказали, все особенности слабовидящих деток». «Все прошло хорошо. Это лучше, чем сидеть в онлайн, поскольку мы получаем живой опыт. Немного морально сложно, но в целом есть желание работать».

Отзыв студентки ИППО: «Я была сегодня в коррекционной школе 2124. Мне в ней очень понравилось! Нас встретила женщина-методист. Я посетила два урока в 9 классе — географию и английский. Учительница по географии была очень дружелюбна по отношению к классу. Дети принимали активное участие на уроке, отвечали у доски и с места. Учительница по английскому просто восхитительно провела урок! Она была позитивна, шутила и заряжала детей своей энергией 🤩 Урок получился динамичным, живым. Было видно, что дети включены в занятие и с интересом выполняют задания! Методист сопровождала нас в школе, подходила вместе с нами в конце урока к учительницам, чтобы задать им интересующие нас вопросы, а после всех уроков мы с ней сели и обсудили увиденное (поговорили про особенности проведения уроков с детьми с ОВЗ). Я осталась очень довольна посещением этой школы».

В свою очередь практические базы уже высказывают свое мнение о студентах и проекте в целом: «Благодарю за практикантов, они очень нам помогают. Студенты помогают создать условия инклюзии, поэтому это уникальный и отличный опыт».

Надеемся, что такое погружение в проблему образования, социально-педагогической, психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ будет полезно для всех участников образовательных отношений.



ИИ в образовании: перспективы и вызовы для ректоров и преподавателей


14 мая 2024 г.


Редакция портала «Ректор говорит!» обсудила с руководителями МГПУ, как сформировать культуру осознанного понимания, что генеративные нейронные сети могут быть помощником, а не исполнителем или заменителем участника образовательного процесса

В образовательный процесс МГПУ включены аналитические инструменты


13 мая 2024 г.


Доцент МГПУ Наталья Вознесенская рассказала Cnews о том, как студенты МГПУ изучают аналитику данных, используя ПО Polymatica компании SL Soft