Top.Mail.Ru

Субъектность в образовании: понятие, развитие, сегодняшний день

20 октября 2021 года прошло первое заседание V серии университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании». Оно было посвящено субъектности в образовании.

Основное направление дискуссии задал доклад одного из руководителей семинара — Игоря Реморенко, ректора МГПУ. Он рассказал о субъектности в контексте регулирования в системе образования. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

  • понятие «субъектность»;
  • вехи развития и «онтологии» субъектности;
  • субъектность сегодня;
  • регуляторы, регулирование и социальные институты.

Разрыв понимания субъектности в педагогике, по мнению докладчика, обозначил еще Георгий Щедровицкий:

«Внутри самой педагогики постоянно борются два течения. Одно течение рассматривает и трактует человека как носителя деятельности… как „пригнанный“ элемент систем деятельности… как того, кто должен эту деятельность „освоить“ и научиться правильно выполнять. С другой стороны, каждая педагогика мечтает о некоем „творческом“, нетождественном этой деятельности человеке, мечтает о человеке как субъекте развития, все время об этом приговаривает и все время пытается внутри самой себя сделать что-то, что противоречит ее основной функции».

Развивая тему, Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, рассмотрел субъектность в фокусе обучения. Он упомянул «формулу» субъектности (Я — Мной) и рассказал о том, как устроена ситуация «явленности субъектности», связанная с вызовом преодоления. Субъектное начало действия мотивировано конфликтом интересного — требуемого — возможного (хочу — надо — могу). Изменение формы субъектности в интериоризации (формирования внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности) подразумевает изменение предметности действия, переход от построения опор к испытанию поля действия. По своей сущности, говорит докладчик, субъектность — задача совокупного действия всех участников образования. В своем докладе Борис Даниилович ставит вопрос, в какой ситуации можно говорить о продуцировании, порождении субъектности педагога, тьютора, управленца?

Также участники семинара обсудили специфику проявления субъектности через учебную задачу, направленную на изменение смыслового поля действия. Активное участие в дискуссии приняли сотрудники МГПУ Татьяна Ковалева и Алексей Воронцов.

Запись семинара можно посмотреть по ссылке на официальном сайте семинара.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Персоны



Стартовал прием заявок на московский конкурс «Бюджет для граждан»


18 апреля 2024 г.


Примите участие в конкурс по разработке проектов по интересному и понятному представлению проекта бюджета публично-правового образования в формате, обеспечивающем открытость и доступность информации для граждан

В УрГПУ прошла конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании»


18 апреля 2024 г.


Методист ИСМиТО Светлана Александрова выступила в секции «Формирование национальных духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи»