Top.Mail.Ru

Цифровые технологии & развитие детей: обзор исследования

В научном журнале «Образование и саморазвитие» (Том 18, № 2, 2023) опубликована статья сотрудников НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасии Белолуцкой, Светланы Вачковой, а также сотрудника Института цифрового образования Евгения Патаракина.

Масштаб исследования

Авторы статьи исследовали взаимосвязь обучения с применением цифровых технологий с развитием дошкольников и школьников. Основой для исследования стали публикации, размещенные в международных базах научного цитирования Web of Science и Scopus. Из многочисленных публикаций экспертов МГПУ интересовали статьи на английском языке, опубликованные в период с 2000 по 2020 год, в которых говорится о психолого-педагогических исследованиях в дошкольном или начальном обучении с использованием компьютерных, сетевых или цифровых технологий. Число таких статей для Scopus составило 1709, а для Web of Science — 984. В дальнейшем исследователи особенно внимательно проанализировали 60 источников, наиболее близко связанных с цифровой трансформацией дошкольного и начального обучения.

Предпосылки исследования

Заняться исследованием данной темы сотрудников МГПУ вдохновило быстрое распространение онлайн-обучения и многочисленные проблемные ситуации, которые возникли из-за неготовности национальных систем образования к цифровой трансформации. «Особенную сложность представляет вопрос об организации такой модели обучения с детьми младшего возраста — дошкольниками и младшими школьниками — у которых сфера саморегуляции и учебной мотивации находится в стадии формирования и не позволяет осваивать материал автономно или с минимальным контролем взрослого», — пишут авторы исследования.

Проведенная работа позволила понять, нуждается ли система образования в конструировании новых механизмов онлайн-обучения и разработке образовательных программах, учитывающих особенности взаимодействия ребенка, учителя и цифровой среды.

Проблемные вопросы

В процессе исследования авторы столкнулись со множеством «слепых зон». Так, например, выяснилось, что данные о влиянии цифровых сред и онлайн-технологий на образовательные результаты дошкольников очень противоречивы. Большинство исследований представляет собой сравнение значимости психолого-педагогического эффекта традиционного образования и обучения, строящегося на активном использовании цифровых технологий. «Работы, где анализировалось бы влияние различных типов онлайн-сред на те или иные компоненты познавательного и коммуникативного развития детей дошкольного и школьного возраста, представлены незначительно, — пишут исследователи, — Отдельную, на наш взгляд, проблему представляет собой исследование о влиянии цифровых, особенно игровых сред на формирование творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, которых представлено довольно много, в то время как методологические основания модели операционализации понятия „креативность“ требуют доработки: пока характеристики решений пользователей сводятся только к оригинальности и разнообразию».

Первые результаты и задел на будущие исследования

В ходе работы исследователи сумели проранжировать темы, касающиеся развития разных цифровых навыков у дошкольников и детей более старшего возраста, с точки зрения их разработанности. Сотрудники МГПУ также смогли установить взаимосвязь использования различных инструментов цифрового обучения с особенностями развития познавательной, эмоциональной, регуляторной сферы дошкольников и детей младшего школьного возраста. К наиболее перспективным направлениям дальнейших исследований ученые отнесли следующие:

  • теоретические работы по построению психолого-педагогических типологий цифровых сред и образовательных онлайн-технологий;
  • формирующие эксперименты, дизайн которых позволил бы получить релевантные данные о влиянии сред и технологий разных типов на определенные аспекты познавательного и коммуникативного развития;
  • прикладные разработки, позволяющие педагогам детских садов и школ строить профессиональную деятельность, интегрируя цифровые и реальные среды в общий содержательный контекст проблемно-ориентированного характера".

Познакомиться со статьей «Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик» по ссылке (стр. 37−55 журнала).

Фото: Freepik.



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы