29−31 октября 2025 года в НИУ ВШЭ прошла XVI Международная конференция исследователей высшего образования «Высшее образование: между частным и общественным благом». Конференция собрала экспертов из российских и зарубежных вузов для обсуждения роли университетов в развитии общества, трансформации образовательных практик и новых форм взаимодействия вузов с городскими сообществами.
Светлана Вачкова, Елена Нехорошева и Дарья Касаткина представили доклад «„Третья миссия“ глазами психолога: как университеты мира содействуют психологическому благополучию горожан». В исследовании был проведен анализ 282 практик 97 университетов мира, направленных на поддержку психологического благополучия населения. По результатам доклада сделаны выводы об основных характеристиках зарубежных практик поддержки:
- локальный характер практик и ориентированность на местные сообщества;
- устойчивость, системность и интеграция практик в стратегию и миссию университетов;
- развитие гибридных практик, сочетающих в себе прямую помощь, просветительскую работу и признаки социальных проектов;
- недостаточную освещенность деятельности вузов по психологической поддержке населения;
- опора третьей миссии университетов на первую и вторую миссии.
Слушатели задавали вопросы о сравнении зарубежных и российских практик, особенностях работы университетских психологических клиник и о принципах, применяемых при организации помощи населению.
Содержание и выводы доклада были созвучны темам, поднятым в пленарном заседании «Социально-психологическое благополучие студентов для личного и общественного блага: исследования и практики», где был представлен анализ практик поддержки психологического благополучия, реализуемых в отечественных вузах. Ключевое отличие отечественного опыта в большей распространенности психологического просвещения и прямой психологической помощи, и в меньшей — групп студенческой взаимоподдержки. На заседании также обсуждалась роль среды вуза в поддержании благополучия и повышении академической мотивации студентов, а также значимость социальных связей для профилактики изоляции и неблагополучия. Коллеги из Высшей школы экономики, как и ученые МГПУ, пришли к выводу о значимости формирования у студентов рефлексии и навыков саморегуляции, и об ограниченной эффективности чисто клинического подхода.
Познакомиться с исследованием ученых лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ УГО подробнее можно на портале PRIZMA.
Фото: Елена Нехорошева, НИУ ВШЭ