Top.Mail.Ru

Учителем я хотел быть с ранних лет

Профессия учителя в современном мире приобретает все большую актуальность. Грамотные ли у нас сегодня дети, как дистант повлиял на качество образования и как человек, который мечтал стать военным стал директором школы читайте в интервью с выпускником нашей магистерской программы «Руководитель образовательной организации» и директором ГБОУ Школа № 1415 «Останкино» Эдуардом Володиным

— Эдуард Игоревич, начнем разговор с самого важного — как вы пришли к нам в магистратуру?

— В магистратуру летом 2016 года я не собирался. Прошел всего лишь год с того момента, как я окончил университет. Хотел сделать небольшой перерыв, но мой друг и коллега предложил мне попробовать поступить на программу «Руководитель образовательной организации» в МГПУ. Я знал, что университет в целом сильно обновился за последние годы, да и я был мотивирован на работу в будущем заместителем директора или директором школы. Честно говоря, с одной стороны, переживал, не рано ли мне претендовать на управленческие должности, но будущие два года в школе в совокупности с обучением в магистратуре помогли мне получить опыт и знания, которыми я пользовался как заместитель директора и использую сейчас.

— Чем особенным запомнились два года в МГПУ?

— В первую очередь, для меня были полезны курсы Сергея Ивановича Феклина и других преподавателей юридической клиники МГПУ. Много было полезных курсов и управленческих, и психолого-педагогических, и по вопросам безопасности. С некоторыми преподавателями мы уже общаемся как коллеги. Летом я участвовал как представитель работодателя в Сертификации «Московский учитель», общался в рамках этой работы с Ольгой Александровной Айгуновой и позднее встречался с выпускниками МГПУ и как зам. директора, и уже как директор. Также продолжается общение с Еленой Владимировной Нехорошевой. И главное, мне, я считаю, повезло в том, что у меня был научным руководителем Игорь Михайлович Реморенко. Тема и цель мой выпускной работы, возможно, были слишком амбициозными, поэтому, даже будучи директором, все поставленные задачи еще сложно решить, но время еще есть. В общем, на протяжении обучения я оставался учителем, и некоторые вопросы были слишком далеки от меня, но сейчас я стараюсь вспомнить все источники, ссылки и методы, которые нам давали на программе «Руководитель образовательной организации», и использовать в своей работе.

— Если бы снова пришлось выбирать новую профессию, согласились бы стать учителем?

Тут вопрос двоякий. По основному образованию я не учитель. Изначально я собирался связать свою жизнь с военной службой. С 1 класса в кадетском корпусе, потом — лицей при ракетном институте. У меня была мечта сначала служить на благо Родины как военный, а потом, после 45 лет, стать учителем истории в кадетском корпусе. Однако судьба приготовила мне другой путь. Я поступил на философский факультет МГУ, и потом уже параллельно учился на факультете педагогического образования МГУ. Так или иначе, рано или поздно, учителем я хотел быть с ранних лет. Наверно, я могу за это поблагодарить Сергея Владимировича Потапенко за его викторины, интересные уроки истории и особое отношении к истории как к ключевой составляющей патриотического воспитания.

— Правда, что сегодня дети отучились писать грамотно?

Я думаю, нет, результаты экзаменов, олимпиад и конкурсов подтверждают высокий уровень грамотности. Что же касается намеков на неграмотность «нынешнего поколения», то здесь вопрос не в грамотности или ее отсутствии, а в стилистическом многообразии русского языка. Вообще различные эпохи нельзя сравнивать по одним и тем же критериям. Люди разных поколений допускают немало ошибок, и время вообще тут не при чем. Просто мы должны понимать, что есть язык социальных сетей, и он выходит за рамки норм русского литературного языка. Если человек регулярно путает «-ться» и «-тся», «в общем», «вообще» и «вообщем» - это одна ситуация, тут мы говорим о некоем незнании, неграмотности. Однако бывает, что неправильное написание слов используется осознанно для придания определенного эмоционального окраса: «смИшно», «Илита», «Щас», «Хто», — все это относится к более сложному семантическому уровню, коннотация у этих слов уже совсем другая, нежели у «смешно», «элита» и т. д. Так что переживать пока не о чем, пока общество живет, развивается, вместе с ним меняется и язык.

— На Ваш взгляд, как повлиял дистант на качество знаний школьников?

Сейчас пока сложно сказать, но лучший вариант, — посмотреть результаты ЕГЭ. Они особо не изменились. Все получили реальные баллы, за 3 месяца нельзя изменить свой результат с 50 на 90 баллов. Дистант большое влияние мог оказать и оказал на воспитательный процесс, и вот это точно заметно. Второклассники и пятиклассники, может быть, даже и одиннадцатиклассники, не смогли до конца прожить предыдущий год, поэтому сейчас им уже тяжело быть в новом статусе, — получать оценки за работу в классе, учиться у разных учителей, или в полной мере чувствовать груз ответственности «выпускного класса».

— Вам бы хотелось что-то изменить в методах преподавания или подходе к школьному обучению?

Вы знаете, это очень сложный вопрос. Все новое — это хорошо забытое старое. Большое количество воспитательных и методических инноваций уже были предложены и использовались когда-то давно. Я думаю, прежде чем что-то менять, нужно доделать начатое. Потому что от классно-урочной системы, которая зародилась в XVII веке, мы еще никуда не ушли. Ни системно-деятельностный подход, ни педагогика сотрудничества, — до конца не реализованы, хотя все документы и программы изданы, ФГОСы утверждены. В общем, давайте хотя бы на 70−80% реализуем задуманное, озвученное, а потом будем придумывать новое. Метод преподавания и цель уже известна около 20 лет — научить учиться.

— А есть ли что-то, чему Вам хотелось бы научить учащихся, но не можете этого сделать?

В прошлом году я выпустил 11 класс как учитель обществознания. Так вот, я бы хотел их научить слушать друг друга, я старался это сделать, но в 10−11 классе уже сложно изменить ребенка. Поэтому я всегда говорю, что необходимо особое внимание уделять дошкольному образованию и начальной школе, очень важно научить ребят простым истинам уважения, взаимопомощи, поддержки, правилам поведения. Если до 5 класса ничему перечисленному не научили, не объяснили, почему одно можно делать, говорить, а другое — нельзя, дальше будет очень сложно. И поэтому труд учителей начальной школы и воспитателей нельзя ни в коем случае умалять, у них очень сложная и важная работа.

— Что бы Вы сказали первокурснику магистратуры «Руководитель образовательной организации»?

— Хочу пожелать эффективно и полезно провести время обучения, обсуждать с коллегами самые актуальные и интересные направления развития образования в целом и управление образованием в частности. Обратить внимание на новые пути развития образования, связанные с использованием дистанционных технологий.

— Спасибо!

— и Вам успехов!



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости