Top.Mail.Ru

Университетский семинар посвятили личностному развитию учителя

17 ноября 2021 года прошло второе заседание V серии университетского семинара «Что такое деятельностный подход в образовании», посвященное профессионально-личностному развитию учителя.

Главными спикерами встречи стали Кирилл Митрофанов, доцент департамента образовательных программ института образования ВШЭ, и Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк. Они познакомили участников семинара с исследованием, направленным на выявление закономерностей профессионального развития педагогов и факторов, влияющих на данный процесс.

Результатом работы стали рекомендации по созданию программ профессиональной поддержки. По мнению спикеров, именно отсутствие внятных перспектив и возможностей для реализации индивидуальных стратегий профессионального развития является основной причиной «вымывания» талантливых молодых педагогов из системы образования. Эти же причины мешают и росту квалификации опытных учителей. Согласно предположению авторов доклада, можно выделить следующие периоды профессионального становления педагога: «детство», «взрослость» и «опытность», для которых характерен ряд специфических конфликтов.

«Детство»:

  • ожидания против реальности;
  • фрагментарность против целостности;
  • изложение против восприятия;
  • содержание предмета против смысла образования ребенка.

«Взрослость»:

  • персональное и коллективное.

«Опытность»:

  • продуктивность против застоя.

Каждый базовый смысловой кризис (или конфликт) в определенный период профессионального становления педагога предполагает выделение особого предмета педагогической рефлексии. Например, предметом рефлексии учителя в периоде «детство» в рамках конфликта «фрагментарность против целостности» является «организация содержания предмета в контексте поурочного процесса его преподавания».

Заявленные тезисы вызвали оживленную дискуссию среди участников семинара. Активное участие в ней принял Алексей Воронцов, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, который отметил важность подобных исследований при выработке современных профессиональных инструментов, помогающих педагогам в их повседневной работе.

Доклад прокомментировали также руководители семинара — Игорь Реморенко, ректор МГПУ, и Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Они поставили вопрос об особенностях «педагогического» знания школьного предмета, связанных с его воспитательными и образовательными смыслами.

Также к обсуждению подключились Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, Геннадий Блинов, заместитель директора по научной части КГКАУ «Центр социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности» Красноярского края", Петр Нежнов, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и другие.

Запись семинара можно посмотреть по ссылке на официальном сайте мероприятия.

1
2
3
5
6
7

Персоны



Команда МГПУ в Нижнем Новгороде на олимпиаде «Форсайт-педагогика»


29 марта 2024 г.


Студенты МГПУ получили дипломы 2 и 3 степеней на олимпиаде «Форсайт-педагогика» в Нижнем Новгороде

Олимпиада «Учитель школы будущего»: списки участников второго тура (испанский язык)


29 марта 2024 г.


Опубликованы списки допущенных до 2-го тура заключительного этапа по испанскому языку, а также даны ответы на часто задаваемые вопросы