Top.Mail.Ru

Международная научно-практическая конференция

18−19 декабря в дистанционном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Культурно-исторические тенденции развития профессиональной деятельности», организатором которой стал МГПУ.

Открывая пленарное заседание, Елена Геворкян, профессор, доктор экономических наук, первый проректор Московского городского педагогического университета, подчеркнула в своем приветственном слове актуальность и реальную практическую значимость тематики конференции как в подготовке кадров, так и в развитии потенциала современных профессионалов во всех областях деятельности. Конференция вызвала большой интерес у профессионального сообщества: в течение двух дней работы в ней приняли участие более 500 представителей научного и педагогического сообщества всех регионов России, Белоруссии и Казахстана.

Содержательные проблемные пленарные доклады мастеров психологии и психолингвистики переходили в увлекательные дискуссии и вызывали у аудитории множество теоретических и практических вопросов.

Организаторами пленарного заседания был предложен интересный формат: после пленарных докладов каждый выступающий выбирал лучший вопрос, который был задан по его докладу. Авторы лучших вопросов получат в подарок книгу с автографом докладчика!

На пленарном заседании был представлен авторитетнейший состав докладчиков — истинных корифеев современной педагогической науки и психологии:

  • Владимир Кудрявцев, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета — «Феномен профессиональной деятельности с позиций культурно-исторического подхода»;
  • Евгений Тарасов, профессор, доктор филологических наук, заведующий отделом психолингвистики Института языкознания Российской академии наук — «Системно-деятельностный подход к формированию профессионального сознания»;
  • Евгений Исаев, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета — «Подготовка педагога-профессионала для развивающего образования»;
  • Владимир Собкин, академик Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, руководитель Информационно-аналитического центра Российской академии образования, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования — «Профессиональные планы аспирантов (к вопросу о профессиональной миграции)»;
  • Виктор Слободчиков — профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования — «Антропологический смысл профессионального образования»;
  • Валентина Маслова — профессор, доктор филологических наук, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» (Беларусь, Витебск) — «Роль лингвокультурной компетенции в профессиональном становлении личности»;
  • Диана Богоявленская — профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, профессор кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета — «Профессионализм: от мастерства к творчеству»;
  • Геннадий Лобастов — профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского авиационного института; президент Российского философского общества «Диалектика и культура» — «Универсально-всеобщие формы культуры и профессиональная деятельность»;
  • Александр Булгаков — профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета — «Человечность в организации в контексте принципа культурного опосредования: проблемы измерения и оптимизации»;
  • Борис Бойко — профессор, доктор филологических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры германских языков Военного университета МО РФ — «Проблемы обучения переводу: деятельностный подход»;
  • Елена Харченко — профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Южно-Уральского государственного университета — «Системно-деятельностный подход к анализу межкультурного взаимодействия»;
  • Сергей Мыскин — доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета — «Организационно-психологические условия обобщения в профессиональном общении».

Во второй день конференции, 19 декабря, собравшиеся приняли участие в работе пяти секций:

  1. Своеобразие культурно-исторического подхода к исследованию, проектированию и полидисициплинарному сопровождению профессиональной деятельности (руководитель секции: Владимир Кудрявцев, профессор, доктор психологических наук).
  2. Многообразие социальных ситуаций развития современного профессионала (руководитель секции: Сергей Мыскин, профессор, доктор филологических наук, кандидат психологических наук).
  3. Современное понимание организационной культуры (руководитель секции: Александр Булгаков, профессор, доктор психологических наук).
  4. Проблемы профессионального общения (руководители секции: Евгений Тарасов профессор, доктор филологических наук; Лариса Викулова, профессор, доктор филологических наук).
  5. Профессиональное становление личности и развивающее профессиональное образование (руководители секции: Алия Мамбеталина, доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Евразийского Национального университета им. Л. Н. Гумилева; Галина Макеева, директор института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ).

Вектор для работы секций, по сути, определился еще в первый день конференции: актуальность вопросов и «проблемных точек», обозначенных на пленарном заседании, была подтверждена и тем, многие выступающие на секциях ссылались на выступления ведущих спикеров.

Выступления многих спикеров на секциях были рекомендованы к развитию в научных публикациях в формате статей и монографий. В частности, большой интерес в плане перспективы исследований вызвали доклады научных сотрудников лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования ИСПО МГПУ (Елены Бережковской, Льва Кравцова, кандидата психологических наук).

Работа всех секций стала не только обменом мнениями в области широкого круга научных проблем, но и полем обмена опытом, и, что не менее важно — налаживания межрегиональных и международных контактов и взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. В частности, в диалоге руководителей секции «Профессиональное становление личности и развивающее профессиональное образование» Галины Макеевой (Россия, ГАОУ ВО МГПУ) и Алии Мамбеталиной (Казахстан, Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева) была выражена заинтересованность в реальном сотрудничестве и обмене практическим опытом.

Все участники выразили надежду на продолжение диалога — проведение такой конференции может и должно стать традиционным, а дистанционный формат участия дает возможность присоединения к научному полидиалогу поистине неограниченного количества профессионалов!

78
77
73
72
74
75
76


Экспертам ИСПО присудили учёные степени кандидатов педагогических наук


24 апреля 2024 г.


В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и.о. директору ИСПО имени К. Д. Ушинского Сергею Еремину и начальнику Департамента среднего общего образования и общегуманитарного цикла Владлену Самбуру присуждены учёные степени

Мини-симпозиум: в МГПУ обсудили семейное образование


24 апреля 2024 г.


Подведены итоги мини-симпозиума «Семейное образование: диалог исследователей и практиков»