Top.Mail.Ru

Дочка лежит на диване и ничего не хочет: куда пропала мотивация?

Дочка всегда хорошо училась, а теперь перестала стараться. Помогите! Мы устали бороться с ребёнком и заставлять делать хоть что-то самостоятельно.

Знакомо? О, ещё как знакомо! С запросом «как вернуть ребёнку мотивацию» к психологам и педагогам приходят не только родители подростков. «Устал, не хочу, не буду, отстань, мне всё равно!» часто можно услышать и у младших школьников. Вот только что все было как в стишке Агнии Барто:

«…Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота…».

И всё поменялось. Что это такое — мотивация? Куда она уходит и, главное, что с этим делать родителям? Отвечает Татьяна Юрьевна Морозова, педагог-психолог, старший преподаватель кафедры общей и практической психологии ИСОП МГПУ, ведущая тренингов для детей и взрослых, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт.

В современной психологии мотивация разными учеными понимается по-разному. Кто-то считает, что мотивация — это побуждение к действию.

Другие — что мотивация это динамический, психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. Ну и откуда это все может взяться у ребенка?

Что имеют в виду родители на самом деле, говоря про мотивацию своих детей: «как я могу сделать так, чтобы другой человек самостоятельно, без напоминаний, делал то, что ему скучно или не хочется?»

А никак. Но в отличие от взрослых дети находятся в более уязвимом положении: можешь-не можешь, хочешь-не хочешь, ты просто — должен! Это твоя работа! Говоря это родители ждут, что у их детей загорятся глаза и они бросятся выполнять все задания.

Многие родители относятся к своим детям как к инвестиционному проекту — точно зная, что ребенок должен сделать, чтобы достичь результата. И ребенок сначала соглашается, а потом может либо взбунтоваться, либо сложить руки и плыть по течению, вежливо соглашаясь на все предложения родителей, не понимая, а что же интересно именно ему. И очень часто при таком подходе дети могут уходить в болезнь или депрессию.

Что делать маме с «погасшим, инертным» ребёнком? Нужно перестать давить и найти баланс между предоставлением свободы и контролем.

Учитывайте особенности ребенка. Помните, что сейчас можно менять траекторию своей жизни в любой момент, в отличие от прежних времен, когда профессия выбиралась раз и навсегда. Разговаривайте про желания и интересы ребенка, про его планы, передавайте ему часть ответственности, но всегда быть рядом, чтобы поддержать. Одобряйте выбор своего ребенка, всегда отмечайте положительные моменты в любом деле, оставляйте победу ему, научите не бояться ошибок.

И самое главное: будьте примером для своего ребенка.



В образовательный процесс МГПУ включены аналитические инструменты


13 мая 2024 г.


Доцент МГПУ Наталья Вознесенская рассказала Cnews о том, как студенты МГПУ изучают аналитику данных, используя ПО Polymatica компании SL Soft

«Не бойтесь искусственного интеллекта, бойтесь низкого»


13 мая 2024 г.


В Центре знаний «Машук» завершился образовательный форум «Новые технологии и ценность человека: педагогика будущего», организованный МГПУ. На мероприятие собрались более ста студентов из числа участников олимпиады «Я – профессионал»