В сентябре на базе Института коррекционной педагогики состоялся финал V Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии-2025. Конкурс был направлен на поддержку карьерного, профессионального и личностного роста молодых исследователей, инновационных научных разработок в сфере образования и психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
Конкурс проводился по четырем номинациям:
- «Ранняя помощь и поддержка семьи особого ребёнка»
- «Научное исследование в дошкольном образовании детей с ОВЗ»
- «Содержание и методы общего образования (школа для особого ребёнка)»
- «Профессиональное обучение и образование лиц с ОВЗ».
Номинации Конкурса были определены исходя из приоритетов государственной образовательной политики, проблематики научных исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
Конкурсные испытания включали три этапа:- I этап (заочный) — подготовка «Эссе» согласно тематике выбранной номинации.
- II этап (заочный) — подготовка реферата в соответствии с проблемным полем и выбранной тематики заявленной номинации.
- III этап (очный) — подготовка и защита проекта по теме исследования.
В первом этапе конкурса приняли участие 139 человек.
В финал вышли 37 участников по четырем номинациям из 22 субъектов Российской Федерации.
Среди финалистов были старший преподаватель института психологии и комплексной реабилитации Хорошавина Е.В. и аспирант 3 года обучения по специальности 5.8.3 коррекционная педагогика Евтушенко А.И. (научный руководитель: профессор Левченко И.Ю.).
Абсолютным победителем конкурса в номинации «Научное исследование в дошкольном образовании детей с ОВЗ» стала старший преподаватель института психологии и комплексной реабилитации Екатерина Хорошавина.Из конкурсного эссе «Сказка — ложь, да в ней… наука!» Екатерины Хорошавиной:Полный список победителей V Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии — 2025:«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Эта всем известная фраза принадлежит непревзойденному классику отечественной литературы Александру Сергеевичу Пушкину. Используя ее в своем прекрасном поэтическом произведении «Сказка о золотом петушке», он хотел подчеркнуть, что несмотря на то, что сказка — это вымышленная история, созданная по большому счету для развлечения юных слушателей, она несет в себе богатый скрытый смысл. С глубоких времен сказка знакомит с добром и злом, с основами морали и культурными ценностями, задает основы межличностного общения, учит действовать в трудных ситуациях, а еще сказка позволяет исследовать окружающий нас мир, знакомиться с научными явлениями простым и увлекательным способом.
Почему растаяла избушка у лисы, а у зайца осталась целая? Каким образом молочная река — кисельные берега спрятала Машеньку и ее братца Ванюшку от гусей-лебедей? Что помогло маленькой мышке разбить золотое яичко? И это только часть вопросов, которые позволяют окунуться в науку через волшебство сказки.
Погружение дошкольников в научно-исследовательскую деятельность способствует развитию их познавательных процессов, создает условия для социализации и раскрытия творческих способностей, является важным фактором формирования системы знаний об окружающем мире и готовности к школьному обучению. Не случайно вопросы научного просвещения подрастающего поколения имеют в нашей стране широкую поддержку на государственном уровне, а в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделено познавательно-исследовательской деятельности детей. Но каждый ли ребенок способен качественно погрузиться в научно-познавательный процесс?..
В номинации «Ранняя помощь и поддержка семьи особого ребенка»
- 3 место — Калинина Надежда Николаевна (Пермский край)
- 2 место — Благоразумова Мария Геннадьевна (Удмуртская Республика)
- 1 место — жюри решило не присуждать
В номинации «Научное исследование в дошкольном образовании детей с ОВЗ»
- 3 место — Козлова Алина Владимировна (Москва)
- 2 место — Дейч Галина Николаевна (Нижегородская область)
- 1 место — Хорошавина Екатерина Владимировна (Москва)
В номинации «Содержание и методы общего образования (школа для особого ребенка)»
- 3 место — Фролова Екатерина Витальевна (Курская область)
- 2 место — Халиуллина Алина Рафаиловна (Томская область)
- 1 место — жюри решило не присуждать
В номинации «Профессиональное обучение и образование лиц с ОВЗ»
- 3 место — Купреенко Анастасия Николаевна (Москва)
- 2 место — Бабаян Ануш Эдуардовна (Краснодарский край)
- 1 место — жюри решило не присуждать



