Top.Mail.Ru

Будни молодого московского педагога

Самый волнительный для любого выпускника вопрос — куда идти после института? Кто-то еще во время обучения хорошо проявляет себя на практиках, кто-то и спустя годы разочаровывается, раз за разом получая отказ в трудоустройстве.

Ксения Ефимова, магистрант Московского городского, обучающаяся по программе «Инновации в биологическом и химическом образовании», поделилась своей историей с первокурсниками программы «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» о том, как начался ее карьерный путь в школе № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова, и какую роль в этом сыграл родной вуз.


МГПУ. Пары, группа, преподаватели, практика

Откуда пришла мысль стать педагогом?

Честно говоря, я, как и многие, в последний момент определилась с профессией. Изначально я хотела быть судебным антропологом.

Тем не менее, еще с 9 класса занималась репетиторством, поэтому, можно сказать, что педагогическое направление рассматривала подсознательно. Так что, когда пришло время определяться основательно, сдала ЕГЭ, поступила на бюджет в МГПУ.

Педагогических вузов много, почему именно Московский городской?

Самое главное — здесь достаточно высокий уровень образования. Есть много знакомых, которым есть с чем сравнивать. Приведу пример: моя подруга училась в другом вузе на таком же направлении, как и я. Затем перевелась к нам. И не пожалела, а наоборот, по ее словам, сравнение Московский городской выиграл. И таких переводников много было.

Ты выпускница кафедры биологии. Назови три любимых дисциплины.

Я очень люблю генетику, зоологию беспозвоночных, микробиологию. Это то, что действительно интересно для меня.

Когда у нас была физиология растений, я даже подумывала перевестись в специализирующийся на данной проблематике институт и потом пойти в науку. Не сложилось.

Когда заходит речь об образовательном процессе в Ксении сразу начинает чувствоваться Ксения Андреевна
Чувствовала ли ты на себе, что МГПУ — семья?

На первом курсе не все шло как по маслу, но это нормально — процесс притирки, сами понимаете. Дальше стало проще — уже знали, что друг от друга ожидать. Появились друзья, с которыми я и после окончания бакалавриата в контакте.

В общей массе мне сложно судить, но я знаю, что как курс мы действительно семья: встречаемся, видимся и помогаем друг другу.

Кого из преподавателей можешь выделить?

Продолжаю сейчас обучения в магистратуре. Со всеми в нормальных отношениях. Всегда с большим интересом ходила на занятия по микробиологии, физиологии растений, генетике, которые вела Людмила Владимировна Назаренко.

Сергей Витальевич [Суматохин] давал нам сложные методические вещи, но очень профессионально.

Ты должна была протестировать свой педагогический потенциал на обязательной практике. Удалось?

У нас она проходила следующим образом: группа была разбросана по двум школам. Я решила попробовать себя на классах средней школы — практиковалась в трех восьмых. Предоставили полную самостоятельность.

Сказали: «Как считаешь правильным, так и делай. Оценки выставляй и урок веди так, как тебе кажется правильным». Вроде «на ощупь», но справилась.

О Московском городском только с улыбкой

Трудоустройство. Цвет диплома, сертификаты, опыт

Расскажи историю своего трудоустройства

После выпуска начала искать вакансии. Подала свое резюме на разные сайты, мне приходили сообщения с отказом в связи с отсутствием опыта работы. Работа в детском центре в течение пяти лет никем почему-то не воспринималась как причина дать шанс. Только опыт в школе. А где его взять? Замкнутый круг.

Поступила в магистратуру. В начале учебного года нас спросили об успехах в трудоустройстве. Кому-то повезло, кому-то — нет. Тем, кто не нашел работу, постарались помочь. Мне заведующий кафедрой [Сергей Суматохин] вскоре переслал сообщение, которое от университетской структуры пришло, в котором говорилось, что в школу требуется педагог на профильные классы биология и химия.

У меня в МГПУ на бакалавриате была двойная специальность — биология, иностранный язык. А вот к тому, чтобы вести химию, я была не готова. Но школа пошла навстречу. Стала вести биологию и английский в первых классах. Надо пробовать!

Много кто устроился по профессии из твоих однокурсников?

Только четыре человека из всей группы, остальные ушли в другую сферу. Но устраивались они тоже в основном с помощью Московского городского. Одногруппница моя, например, участвовала в конкурсе «Сертификат „Московский учитель“» по итогу которого состоялось собеседование в школе. Другой просто помог ее педагог.

Надо понимать, что самостоятельно действительно тяжело трудоустроиться. Я сама множество школ объездила и каждый раз сталкивалась с преградой отсутствия опыта, с тем, что я «молодой специалист». В такой ситуации институт сильно помогает.

Опыт собеседований у тебя большой. Скажи, цвет диплома проверяли?

Ничего подобного. Просто какая специальность, опыт работы — всё. А цвет… Сейчас, правда, доплачивают за красный диплом. Но здесь, опять же, не всем работодателям выгодно брать с красным: квалифицированный кадр, с одной стороны, но лишняя строка в бюджете, с другой.

В принципе, цвет не играет особой роли. Чаще всего дают испытательный срок, месяц. Ты должна продержаться и тебя замечают, тебе дополняют часы. А параллельно легко могут искать замену — знаю случаи. А потом тебя ставят перед фактом.

Молодой педагог, у которого ТЕПЕРЬ есть опыт работы

Первые дни. Мандраж, загадки, успокоительное

С какими мыслями ты шла на свой первый урок?

Волновалась, конечно. Ты смотришь на них, а они на тебя, и первые несколько минут такой ступор: «А что говорить-то вообще?».

И эта пара минут — самое сложное, что есть. Потом вливаешься. Главное себя на первом уроке правильно поставить, чтобы знакомство удалось. А дальше уже как по накатанной, ты знаешь от какого класса что ожидать.

Но мандраж все равно иногда бывает, чаще с малышами. С десятиклассниками легче, а в начальной школе ребята непосредственные, не предугадаешь, что они выкинут, что скажут.

Например?

Спросили как-то: «Можете напомнить, как вас зовут, но в виде загадки?».

Говорю: «Мое имя начинается на «К», заканчивается на «Я», и все отвечают: «Катя!». Я говорю: «Нет», но там некоторые вспомнили, что Ксения.

Переходим к отчеству. «Моего папу зовут Андрей». И у них глаза сразу шаром — «А можете назвать первую букву?».

Называю, «А», тут же просят вторую. Я говорю: «Н». Даю подсказку, есть у нас педагог, зовут его так-то, отчество такое-то. Догадались: «Андреевна».

И только один спросил: «А вы его жена? Он — Андреевич, а вы — Андреевна. У вас же фамилии одинаковые». Все в смех.

И вроде как успокоились, но в конце урока опять серьезно спрашивают: «А почему вы не хотите за него замуж?». Спас звонок. Все вопросы, видимо, пошли к тому самому учителю, он у них на следующем уроке был.

Спортивное настоящее института естествознания и спортивных технологий дает повод мимолетного хобби
А со старшими как прошло?

Самый первый урок вела у 10-го класса. Я, конечно, нервничала, поэтому подсматривала в бумажку.

Тема была «Введение в общую биологию». Сомнения гложут: вроде как готовилась, знаешь материал, но все равно внутри червячок сидит — а не бред ли ты несешь?

А потом смотришь в учебнике, и оказывается, что все правильно говоришь. Есть такое, что переклинивает иногда. Но в критических ситуациях вся база и подготовка срабатывают.

В целом, к середине урока уже точно вела себя открыто. Самое сложное, это управлять их вниманием, особенно, если кто-то «смешинку поймает».

Как успокаиваешь? Кнут или пряник?

Я просто говорю: «Ну вы общайтесь, а я пошла». И ухожу, закрываю дверь, а потом через пару минут они приходят и говорят: «Ксения Андреевна, а вы можете вернуться? Нам скучно без вас», я отвечаю: «хорошо».

Студенты I курса программы «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» познают изнанку образовательного процесса в школе

Образовательный процесс. Оценки, родители, «фразочки»

Как готовишься к занятиям?

В этом большая сложность первого года работы в школе. Надо наработать базу, что тебе в последующие годы сильно поможет. Шесть первых классов, программа одна и та же — все прекрасно запоминается, в нужных частях урока корректируешь какие-то вещи.

Помогает часто то, что в контакте нахожусь с коллегами и с преподавателями в институте. С Зайцевым Александром Ивановичем часто консультируюсь; он у нас зоологию беспозвоночных вел.

К любому педагогу могу подойти, попросить помощи, например, с конспектом урока, или лабораторной работой. Они делятся своими набросками, своим виденьем. Вот так вот помогут, кто чем, и у тебя уже есть материал. Это здорово.

Классным руководителем пока тебя не поставили?

Нет, пока во всяком случае. Да и, честно скажу, пока рано, не потяну. Только если с кем-то из коллег на подхвате.

Оцениваешь строго?

«Двойки» и «тройки» ставлю, но с отсрочкой. Ребята уже знают, что могу поставить точку вместо них, но до определенного числа. Захочешь исправить — вперед. Сейчас есть требование фиксации комментария к оценке: объяснить надо, чем конкретно ученик заслужил ту или иную оценку.

Сама не так чтобы и давно школу закончила, свежи воспоминания. Поэтому, если говорят, что класс проблемный — нет предубеждений. Для меня наоборот, в каком-то смысле проще, так как мне их история понятна и где-то знакома на личном опыте.

Ксения Ефимова всегда дает шанс нерадивым ученикам исправить неудачную оценку
Как с родителями выстраиваешь отношения?

Социальные сети вносят коррективы. Обязательно общение WhatsApp, причем, бывает, пишут и в три часа ночи. «Вы не видели тетрадочку с якорями ученика Икс?». Тетради я, конечно же, не собирала. Теперь понимаю смысл сакральной фразы своих учителей в наш ученический адрес «Ты не сдавал тетрадь!».

Все, что происходит в школе, естественно, обсуждается дома. Мне поставили седьмым уроком английский у одного первого класса. Тридцать детей. Ну что я могу? Дети вареные. Показала пару мультиков. Один ученик после этого подходит и спрашивает: «А вы считаете это педагогично нам показывать мультики?». Я сомневаюсь, что он сам до этого додумался.

Родительские собрания — отдельная история. Родители, понятное дело, сами уставшие. Иногда бывают резкими в высказываниях. Но находим общий язык.

Каждого педагога мы запоминаем, в том числе и по характерным ярким и повторяемым фразам. Уже обзавелась своими?

Моя знакомая как-то сказала мне: «Вас, всех учителей, что, учат специальным словам, типа „ты голову дома не забыл“? У вас что специальный предмет в институте есть?»

Я говорю: «Нет». А сама понимаю, что иногда все-равно эти слова проскакивают, ты их на свой лад произносишь, но все равно задумываешься о цикличности всего.

Мистика! Привычные школьному уху типичные фразы учителей не чужды и нашему молодому педагогу

График, зарплата, ожидания и реальность

Сколько часов составляет твой рабочий день? Находишь время для себя?

Пока часов у меня не очень много, но времени свободного все равно мало. Выходные и каникулы. Потому что параллельно продолжаю заниматься репетиторством и работать в детском центре. Три работы, получается. Какая личная жизнь?! Выспаться бы!

Бывает, что заменяешь урок чей-нибудь. Встала в 6 утра, к 08:30, как штык, на месте. А никого нет — класс не пришел. Такое тяжело переносится. Но работа есть работа. В таких критических ситуациях греет только то, что все оплачивается.

Сыграем в Дудя. Сколько ты зарабатываешь?

Сейчас учителя хорошо получают. Минимальная ставка за 18 часов — 68 тысяч. Поскольку это центр, у нас учителя очень хорошо получают. Даже те, кто 18 часов не набирает, все равно прилично зарабатывают.

О трудностях Ксения говорит всегда в позитивном ключе
Если резюмировать эти несколько месяцев: совпали ли ожидания с реальностью?

Совпали. Потому что я изначально знала, что будут разные дети, разный контингент, разные родители. У меня небольшая нагрузка, я постепенно вхожу в образовательную систему.

Мне повезло с педагогическим коллективом, с директором. Они все мне в какой-то степени помогают. С документацией, при работе в МЭШ (Московская Электронная Школа). Есть с чем сравнивать — не всем так в этом отношении повезло.

Не все, конечно, приторно. Иногда приходишь домой, думаешь, вот напишу заявление. А потом возвращаешься на работу, видишь вот этих вот мелких, которые бегут тебя обнимать… и как-то сразу уходят пораженческие настроения.

Какие планы на ближайшее будущее?

Как у всей страны сейчас — сперва дожить до Нового года. А затем работать дальше. Надеюсь, что мне в следующем году добавят часов, и я останусь в этой школе. Если нет, то буду искать другие варианты, с опытом работы это уже, надеюсь, будет проще.

БЛИЦ



Конференция «Образовательный туризм в школе и вузе»: объявлен сбор материалов


20 февраля 2024 г.


Приглашаем учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов, студентов, работников науки и образования на IV всероссийскую конференцию с международным участием

Определена дата проведения внеочередного заседания ученого совета


22 января 2024 г.


Внеочередное заседание ученого совета ИЕСТ состоится 9 февраля