С 22 по 24 октября 2025 года в Москве прошел III Национальный съезд учебной промышленности (УЧПРОМ-2025). Мероприятие объединило производителей и заказчиков учебного оборудования, а также представителей образовательных учреждений, которые обсудили актуальные вопросы развития отечественного образования и учебной промышленности. На отдельной площадке прошли публичные защиты Национальной премии «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшее учебное оборудование и средства обучения». Участие в съезде в качестве модератора и эксперта премии приняла Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
В первый день мероприятия Елена Владимировна провела круглый стол «Научные детские площадки: как усилить образовательный потенциал». Участники обсудили появление в регионах России научных детских площадок, на которых ребята в игровой форме узнают о достижениях отечественной науки и работе ученых: от физики и химии до экологии и астрономии. Какие возможности диверсификации открываются перед учебным оборудованием? Как соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к детским площадкам, и сохранить образовательный потенциал средств обучения? Как замерить научный эффект и образовательный потенциал площадок? Эти и другие вопросы оказались в центре внимания участников: представителей органов власти, организаций-закупщиков, бизнеса, профильных министерств и научно-педагогического сообщества. Ниже — несколько решений, которые выделили эксперты. Что нужно сделать, чтобы обеспечить развитие научных детских площадок:
- предоставлять финансовую и правовую поддержку поставщикам;
- создать реестр проверенных производителей оборудования;
- определить четкие критерии и признаки научных детских площадок;
- регулярно изучать и оценивать научную и образовательную эффективность площадок;
- включать сценарии игр, учитывающие традиции и ценности разных возрастов;
- оформлять площадки эстетично и привлекательно для детей;
- проводить разъяснительную работу среди родителей и жителей;
- интегрировать площадки в школьные и дошкольные программы обучения.
- учебные зоны (теплицы, экотропы, музейные экспозиции);
- пространства для общения (площадки для массовых мероприятий, уютные уголки для небольших компаний);
- спортивные и активные зоны (игровые маршруты, спортивные площадки);
- презентационные пространства (сцены, уникальные арт-объекты, отражающие историю и традиции школы).
Также важно учитывать требования безопасности, зонирования территории, дополнительного обустройства игровых пространств, ландшафтное оформление.
Елена Иванова получила благодарность за активный вклад в работу научно-экспертного совета Национальной премии в сфере товаров и услуг «Золотой медвежонок» этапа «Педагоги рекомендуют». «Ваш экспертный опыт — ценный вклад в развитие учебной промышленности», — подчеркнула председатель Программного комитета, президент ассоциации «АИДТ» Антонина Цицулина.
Итогом III Национальный съезд учебной промышленности стала резолюция, которая будет способствовать успешной реализации национальных проектов в сфере образования и будет положена в основу доклада в Правительство Российской Федерации.
Фото: пресс-служба съезда «УЧПРОМ-2025»