Top.Mail.Ru

Как медиаобразование формирует ответственность подростков

13 марта 2025 года в рамках «Дней науки МГПУ» прошел круглый стол «Формирование ответственности подростков посредством использования зоны ближайшего развития в медиаобразовательном процессе». Его модератором стала Екатерина Якушина, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Мероприятие объединило ведущих экспертов в области педагогики, медиакультуры и цифровых технологий из разных регионов России и Республики Абхазия.

  • Екатерина Якушина (МГПУ) осветила теоретические аспекты использования зоны ближайшего развития в медиапедагогике, подчеркнув роль наставничества и постепенного усложнения задач для воспитания ответственности;
  • Елена Бондаренко (президент Ассоциации кинообразования РФ, ВГИК) рассказала о связи классического медиаобразования с формированием этической позиции подростков;
  • Наталья Юмашева (главный редактор газеты «САМИ») поделилась опытом вовлечения школьников в медиапроекты, направленные на развитие гражданской позиции;
  • Константин Шапиро (эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга) затронул проблему мультипозиционирования личности в цифровой среде и его влиянии на ответственность подростков в условиях многозадачности;
  • Елена Шестакова (педагог-организатор, АСМО, Абхазия) представила практические кейсы по вовлечению подростков в медиатворчество, включая межрегиональные коллаборации и школьные медиастудии;
  • Анна Бобрецова (педагог дополнительного образования, г. Сыктывкар) рассказала, как организация прямых эфиров с участием школьников развивает навыки планирования, командной работы и ответственности за результат;
  • Алла Копцева (АНО «Медиана», Владимирская область) продемонстрировала, как участие в проектах типа «Красная книга региона» способствует экологической осознанности и самореализации подростков;
  • Алена Чехомова («Лига юных журналистов», Екатеринбург) поделилась успехами медиастудии «Громко!», где документальные фильмы и подкасты становятся инструментом развития самостоятельности;
  • Сергей Погребняк (медиахолдинг «Медиатоп», Нижегородская область) рассказал о роли школьных СМИ в формировании ответственности через редакционные задачи и социальное партнерство.

Участники отметили, что медиаобразование — ключевой инструмент для развития ответственности в цифровую эпоху. Они также подчеркнули, что важно сочетать теорию (зона ближайшего развития Л. С. Выготского) с практикой: медиапроектами, прямыми эфирами, социальными инициативами. В завершении обсуждения Екатерина Якушина отметила: «Материалы круглого стола и представленные кейсы помогут подготовить методические рекомендации. Вместе мы создаем среду, где подростки учатся не только потреблять, но и осознанно творить в медиамире».

Запись круглого стола доступна по ссылке.

Фото на обложке: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости