Top.Mail.Ru

Как помочь детям с дислексией осваивать школьную программу

По оценкам специалистов Московского городского педагогического университета, ребят, страдающих дислексией, в школьных классах становится все больше. Случается, что каждый десятый ученик с трудом овладевает навыками чтения и письма.

  • В чем особенность такого состояния?
  • Заболевание ли это?
  • Как помочь семьям, где есть такие ребята?
  • Как учителю работать с такими школьниками?
  • Где получить соответствующую квалификацию логопеду и как быть образовательным учреждениям, где таких специалистов нет?
  • Какие современные средства, которые помогают распознать дислексию и помочь ребятам успешно учиться, есть сегодня?

Об этом шла речь в новом выпуске онлайн-программы «Образовательная среда», где в качестве эксперта выступила Ольга Величенкова, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук.

«Образовательная среда» — еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Она выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.

Ольга Величенкова считает, что в дошкольном возрасте можно говорить только о предрасположенности ребенка к дислекции и дисграфии. Способности писать и читать формируются на основе регулярного обучения. Заключение о нарушении письма и чтения может быть сделано только в школьном возрасте, когда ребенок уже окончил первый класс и проявились признаки расстройств, то есть плохие навыки чтения и большое количество ошибок в письме.

Лучшая профилактика дислексии и дисграфии — постоянное наблюдение за детьми и обращение к специалистам при любых признаках, вызывающих беспокойство. Родителей должны насторожить невнимательность, неспособность сосредоточиться, проблемы с мелкой и крупной моторикой, речью, ориентацией в пространстве.

«Если ребенок не может выучить стихотворение, не понимает смысла сказки, это повод для визита к специалисту, который грамотно подскажет, как поступить», — отметила Ольга Величенкова в эфире онлайн-программы «Образовательная среда».

По ее мнению, преодоление дислексии и дисграфии требует не только занятий с логопедом и психологом, но включенности в процесс педагогов и родителей. Обращение родителей в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) даст возможность выстроить систему помощи ребенку на целой ступени обучения (в начальной или средней школе), предоставить ему льготы на ЕГЭ и других экзаменах.

«Волшебных методик нет. Коррекция школьных трудностей — это долгий процесс», — резюмировала Ольга Величенкова.



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости