Top.Mail.Ru

На старт, внимание, трансформация!

Московский городской педагогический университет совместно с Департаментом образования и науки города Москвы, а также представительной группой партнеров с 31 октября по 1 ноября проводил Межрегиональную научно-практическую конференцию «Трансформация подходов к физическому воспитанию».

Организаторы
  • Департамент образования и науки города Москвы
  • Городской методический центр
  • ФГБОУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания»
  • Центр патриотического воспитания и школьного спорта
  • Ассоциация учителей физической культуры РФ
  • Московский городской педагогический университет
К активному обсуждению новой линии в вопросах физического воспитания были приглашены заинтересованные представители профессионального сообщества — руководители образовательных организаций, методисты, педагоги высшей школы, учителя физической культуры и других предметных областей из столицы и регионов России.

Злободневность проведения конференции обусловлена, прежде всего, итогами общественно-профессионального обсуждения проектов ФГОС начального и основного общего образования, новыми практиками в организации физического воспитания, модернизацией содержания, формы преподавания и системы оценки физической культуры обучающихся, требованиями к предметным и метапредметным результатам освоения программы. Физическая культура — единственный предмет, реализуемый на всех уровнях образования, а потому и подход к организации конференции был масштабным.


Первый день

Выработка общих направлений для развития физической культуры на современном этапе задача архиважная, требующая максимальной концентрации от участников, поэтому первым слотом программы стало проведение спортивной разминки.

Team-лидеры ИЕСТ и Центра патриотического воспитания и школьного спорта (ЦПВШС) провели для гостей конференции спортивную разминку в игровой форме с помощью ритм-игры «Just Dance». На огромном экране киноконцертного зала персонажи игры задавали определенные танцевальные движения, повторяемые Team-лидерами. Те, в свою очередь, транслировали их в зал, помогая гостям преодолевать робость и волнение по отношению к танцу.

IMG_2630
IMG_2592
IMG_2533
IMG_2545
IMG_2672
IMG_2540
Карнавальная энергетика праздника, несвойственная мероприятиям такого статуса, чувствуется даже при взгляде на фотографии. Естественно, как и на любом (пока) уроке физической культуры, была группа «освобожденных» от занятия. Заведующая кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Валентина Пушкина проводила для второй группы интеллектуальную разминку в отдельной аудитории.

Участники обеих групп встретились за неформальным обсуждением в спорт-буфете, а затем уже совместно отправились на «утреннюю тренировку» — пленарную часть.

Тренер-модератор, директор ИЕСТ Александр Страдзе представил лидеров пленарного заседания — прославленных звезд спорта Илью Авербуха и Ольгу Капранову, директоров прогрессивных образовательных учреждений Александра Ездова (ГБОУ Школа № 1788) и Татьяну Корниенко (ГБОУ гимназия № 24 им. И.А. Крылова), воспитателя МБДОУ № 79 «Сказка» (г. Орел) Марию Тормасову и директора ЦПВШС Ольгу Ярославскую.

IMG_2845
IMG_2885
IMG_2927
IMG_2994
IMG_3035
IMG_2952
IMG_2814
Открыл пленарную часть ректор Московского городского Игорь Реморенко, обозначив в своем выступлении несколько вопросов и проблем физического воспитания и тем самым задав вектор дальнейшей дискуссии.
Вступительные тезисы Игоря Реморенко
  • Физическая культура — единственный школьный предмет, про который не говорят, что он в жизни никак не пригодился. Однако это не означает, что все удовлетворены его преподаванием. Есть консенсус, что невозможна современная школа без физического воспитания, но дальше возникает масса развилок и масса подходов.
  • Вопрос диверсификации образовательных программ для физического воспитания имеет очевидный ответ — программы должны варьироваться. Вопрос в другом — каким образом? Должны ли они зависеть от тех условий, в которых находится школа, от тех возможностей, которыми она обладает? Должны ли ли быть учтены склонности и пожелания детей в отношении того или иного вида спорта? Или все-таки должен быть общий уровень, которого нельзя не достигнуть?
  • Профессиональное сообщество будет стремиться к тому, чтобы устанавливать индикаторы, будь это диапазоны, строгая фиксация, возрастной подход. По всему миру в образовательных стандартах идет переход от Timebased education к Outcomesbased education. Что это означает? Если раньше ключевым моментом в образовании было время, которое тратится на преподавание (например, 3-4 часа на физкультуру), время, задающее канву планирования школьной жизни, то сейчас ситуация развивается в такую сторону, что важно не время, которое мы тратим, а каких результатов мы достигаем. В этой рамке меняется и физическое воспитание.
Формат дискуссии предполагал по-спортивному открытую и молниеносную реакцию на суждения, свободный диалог. Спикеры на сцене вместе с коллегами из зала обсуждали различные подходы к организации урочной и внеурочной формы занятий по формированию физической культуры, созданию образовательной среды для активного образа жизни обучающихся, сетевые формы взаимодействия с организациями физкультурно-спортивной направленности, а также вопросы модернизации программ высшего образования и оценку квалификации педагогов физической культуры.
IMG_2716
IMG_3094
IMG_3091
IMG_3112
IMG_3171
После завершения пленарного заседания и проведения спорт-ланча, участники разошлись на «вечернюю тренировку» по группам. Работа велась по трем разным направлениям в специальных залах.

  • Трансформация содержания физического воспитания в образовательных организациях (тренер-модератор Ездов А.А.)
  • Трансформация подходов к формированию и реализации программ профессионального образования в области физического воспитания и оценки квалификации педагогов физической культуры (тренер-модератор Пушкина В.Н.)
  • Формирование образовательной среды для физического воспитания (Коршунов А.В.)

Галерея первого дня конференции


Второй день

Центральным лейтмотивом второго дня конференции стали реальные практики образовательных организаций.

Гости собрались утром в Институте естествознания и спортивных технологий МГПУ, где в качестве спортивной разминки их вниманию было предложено бодрящее выступление студентов университета — обучающиеся под руководством Эльвиры Михайловой и Елены Деревлевой показали номер степ-аэробики.

«Утренняя тренировка» проводилась в двух школах — на площадках ГБОУ СОШ «Школа № 444» и ГБОУ СОШ «Школа № 2093 им. А. Н. Савельева».

школы (2)
школы (8)
школы (10)
школы (7)
Гости конференции были радушно встречены директорами образовательных учреждений — Павлом Северинцем и Дмитрием Зайцевым.

Подходы к организации уроков физического воспитания, решение инфраструктурных вопросов, требования к рекрутингу сотрудников, возможности сетевого партнерства со спортивными федерациями, лайфхаки про создание эффективных условий освоения образовательной программы — все это из уст руководителей школ.

Обмен опытом велся как в рамках круглого стола, так и по ходу просмотра физкультурных занятий дошкольных и секционных групп.

школы (4)
школы (5)
школы (11)
школы (12)
Второй слот программы дня возвратил гостей в Институт естествознания и спортивных технологий. В центре внимания уже не школьные, а университетские практики организации элективных занятий по физической культуре. Именно обязательные элективы являются основополагающей формой активации энергии студентов МГПУ, ведь хорошая физическая форма — залог успешной учебы.

После обхода многочисленных спортивных залов нового корпуса на Чечулина 3 участники конференции собрались в аудитории для просмотра презентации проекта системы самоконтроля студентов «Карта здоровья», готовящегося к вводу в эксплуатацию в скором времени. Цель проекта в организации новых форм самостоятельных занятий обучающихся. Используя возможности будущего приложения, студенты смогут самостоятельно (но в постоянной коммуникационной сцепке с преподавателем-тьютором) определять уровень развития физических качеств с учетом своих физиологических особенностей.


Итоги работы

Завершающим аккордом конференции стало принятие итоговой резолюции, с презентацией которой выступали профессор Елена Федорова, ответственная за проектную и научно-исследовательскую деятельность института, и директор ИЕСТ Александр Страдзе. За два дня работы конференции были спроектированы тренды трансформации подходов к физическому воспитанию. Оргкомитет совместно с руководителями групп обобщил предложения о трендах трансформации, сформулированные в первый день работы конференции, и наметил конкретные результаты будущих работ.

  • Метапредметность физического воспитания
  • Цифровизация физического воспитания
  • Образовательный проект «Школьный спортивный клуб»
  • Интеграция дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в школьную программу.
  • Синхронизация законодательных актов, предъявляющих требования к квалификации должности учителя.
  • Разграничение уровней компетентности педагога физической культуры и спорта и бакалавра вуза в системе образования и физического воспитания.
  • Сертификация квалификации учителей физической культуры как индикатор качества подготовки кадров.

Презентация резолюции доступна по ссылке.



Конференция «Образовательный туризм в школе и вузе»: объявлен сбор материалов


20 февраля 2024 г.


Приглашаем учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов, студентов, работников науки и образования на IV всероссийскую конференцию с международным участием

Определена дата проведения внеочередного заседания ученого совета


22 января 2024 г.


Внеочередное заседание ученого совета ИЕСТ состоится 9 февраля