Проекты

Проекты


Название НИР: «Фундаментальные основы применения иерархических структур в работе с большими данными для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников». 

 

Период проведения НИР: 2019-2021 гг. 

Описание исследования: В системе общего образования активно используются современные цифровые технологии создания, обработки и использования интерактивных и мультимедийных образовательных материалов, технологии больших данных, способные оперативно и относительно объективно получать и анализировать информацию о реализации педагогических подходов, а также технологии формирования индивидуальных траекторий обучения, что стало одним из основных направлений реализации государственной программы «Кадры для цифровой экономики РФ». Работа с большими данными, их кластеризация и агрегирование при помощи иерархических структур обладают существенным потенциалом для персонализации общеобразовательного процесса, повышения эффективности работы учителя и образовательной организации в целом. Это свидетельствует об актуальности поиска теоретических и практических подходов к использованию больших данных и иерархических структур для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников. Междисциплинарность исследования обеспечивается интеграцией результатов из педагогики, информационных технологий, математики, информатики, возрастной психологии. Новизна и значимость исследования определяются разработкой новых фундаментальных подходов к применению иерархического структурирования данных в рамках технологии работы с большими данными для анализа и учета личностных особенностей школьников для последующей дифференциации цифровых образовательных ресурсов, прогнозирования, проектирования и оценивания эффективности образовательных стратегий. Результатом выполнения проекта станет выработка новых моделей, алгоритмов и подходов к персонализации обучения в рамках цифровизации общего образования. Практической значимостью будут обладать предложенные апробированные иерархические структуры для анализа данных, базы цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, критерии и рекомендации для учета личностных особенностей школьников. 

 

Руководитель НИР: В. В. Гриншкун, член-корреспондент РАОд.п.н., профессор 

 

Ответственные исполнители: 

Д. Т. Рудаковак.п.н., доцент 

Н. А. Усовак.п.н., доцент 

Л. А. Шунина, ст. преподаватель 

В. С. Корнилов, д.п.н., к.ф-м.н., профессор 

А. А. Заславский, к.п.н., доцент 

Г. С. Григорьевчлен-корреспондент РАО, д.тех., профессор 


Название НИР: «Разработка и пилотная апробация учебных и методических материалов для преподавания в школах основ искусственного интеллекта». 

Период проведения НИР: 2019 г. 

Предмет исследования: методическое обеспечение преподавания в школах г.Москвы основ искусственного интеллекта и подготовки учителей. 

Результаты НИР: 

  • Проведен анализ мирового опыта преподавания искусственного интеллекта в школах (аналитический отчет). 
  • Проведен анализ наличия необходимых базовых знаний для изучения основ искусственного интеллекта в смежных дисциплинах, изучаемых в школе (аналитический отчет). 
  • Разработана программа преподавания основ искусственного интеллекта в школах. 
  • Разработаны учебные и методические материалы по дисциплине. 
  • Проведена апробация разработанной программы и материалов. В апробации приняли участие учащиеся ГБОУ школа № 1574, ГБОУ ДО г. Москвы «Дворец творчества детей и молодежи им. А.П. Гайдара». Также обучение учащихся города Москвы, в количестве 80 человек, проходило на выездной площадке ФБДОУ «ДОЛ «Березка» ФНС России». Общее количество учащихся школ г. Москвы, прошедших обучение основам искусственного интеллекта в рамках апробации составило 114 человек. 
  • Разработаны сценарии уроков МЭШ по дисциплине: 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1087552 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1088670 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1087593 

  • Разработаны методические рекомендации для учителей в целях обеспечения подготовки преподавания дисциплины. 
  • Проведена апробация разработанной программы повышения квалификации учителей. В апробации приняли участие более 100 учителей школ г. Москвы. 

 

В ноябре 2019г. в Институте цифрового образования стартовала программа повышения квалификации «Преподавание в школах основ искусственного интеллекта» https://www.dpomos.ru/curs/1289186/#card 

 

Руководители НИР: 

 

Е.В. Лавреновак.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ 

В.В. Буровнаучн. сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ  

 

Ответственные исполнители: 

И.В. Левченко, д.п.н., профессор 

А.Р. Садыковад.п.н., профессор 

Д.Б. Абушкинк.п.н., доцент 

Ю.А. Семеняченкок.п.н., доцент 

А.Е. Павлова, к.соц.н., доцент 

Н.Д. Тамошинаст. преподаватель 

В.С. Заболотниковак.т.н., ст. преподаватель 

А.А. Михайлюк, ассистент 

Т.А. Захарова, специалист 

В.П. Агальцов, к.п.н, доцент 


Название НИР: «Обучение основам проектирования AR/VR, математического и имитационного моделирования учащихся средних школ».  

Период проведения НИР: 2019 г. 

Предмет исследованияпроцесс подготовки будущих учителей ГАОУ ВО МГПУ к профессиональной деятельности в условиях современного электронного обучения в цифровой образовательной среде. 

Результаты НИР: 

  • Проведен сравнительный анализ программных сред для проектирования виртуальной и дополненной реальности в ходе обучения школьников в системе общего и дополнительного образования г. Москвы. 
  • Определены наиболее эффективные модели использования AR/VR оборудования в системе общего и высшего образования г. Москвы 
  • Подготовлена рабочая программа курса по выбору «Обучение основам проектирования AR/VR, основам математического и имитационного моделирования учащихся средних школ» для студентов бакалавриата педагогического направления.  
  • Подготовлено учебно-методическое (электронное)  пособие «Обучение основам проектирования AR/VR, основам математического и имитационного моделирования учащихся средних школ».  
  • Подготовлены методические рекомендации для преподавателей по курсу «Обучение основам проектирования AR/VR, основам математического и имитационного моделирования  учащихся средних школ». 
  • Проведена апробация учебных материалов, разработанных научно-исследовательской группой, во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара с учащимися инженерных специальностей. В апробации приняло участие свыше 100 учащихся. 
  • 44 студента Института цифрового образования МГПУ провели уроки в инженерных классах Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара. 
  • Были проведены установочные и текущие вебинары по теме исследования со студентами и  магистрантами Института цифрового образования МГПУ, участниками международных научных конференций. Общее количество участников  — около 100.  
  • Проведен семинар-вебинар с педагогическими работниками г. Москвы и других регионов России по теме «Виртуальная и дополненная реальность в образовании: современное состояние и перспективы развития», в котором приняли участие более 200 человек. 
  • Подготовлены и прошли модерацию сценарии уроков в Московской электронной школе, посвященные технологиям математического и имитационного моделирования, базису AR/VR: 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1078444 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1078453 

 

Выходные данные  научных изданий, опубликованных по результатам проведения НИР: 

 

  1. Азевич А.И.. Виртуальная реальность как обучающая среда. //Сборник материалов Международной научной конференции «Современные информационные технологии в образовании».  25 июня. Москва-Троицк. 

https://ito2019.bytic.ru/members/%D0%90 

  1. Гриншкун А.В., Редактор игр Unity как инструмент разработки сред дополненной, виртуальной и смешанной реальности в рамках школьного образования // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Инфо-стратегия 2019», Самара, 2019, С. 303-305 
  1. Patarakin E., Burov V., Yarmakhov B. Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection In: Väljataga T., Laanpere M. (eds) Digital Turn in Schools—Research, Policy, Practice. Lecture Notes in Educational TechnologySpringerSingapore 2019. 123–137 с. 

 

Руководители НИР: 

 

Е.В. Лавреновак.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ 

А. И. Азевичк.п.н., доцент 

Ответственные исполнители: 

А. В. Гриншкун, старший преподаватель 

М. В. Курносенко, старший преподаватель 

Р. Б. Куприянов, зам. начальника управления информационных технологий 

Е. Д. Патаракинд.п.н., доцент 

И.В. Левченко, д.п.н., профессор 

А.Р. Садыковад.п.н., профессор 

Д.Б. Абушкинк.п.н., доцент 

В.В. Буровнаучн. сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования 

А.Е. Павлова, к.соц.н., доцент 

Н.Д. Тамошинаст. преподаватель 

А.А. Михайлюк, ассистент 

Т.А. Захарова, специалист 


Название НИР: «Разработка концепции и учебно-методических материалов для подготовки будущих учителей в ГАОУ ВО МГПУ к проектированию поведения цифровых автоматизированных агентов в средах электронного обучения (в том числе с использованием ресурсов МЭШ)».  

Период проведения НИР: 2019 г. 

Предмет исследованияПроцесс подготовки будущих учителей ГАОУ ВО МГПУ к профессиональной деятельности в условиях современного электронного обучения в цифровой образовательной среде. Цифровые автоматизированные агенты (ЦАР), учебные данные Московской электронной школы. 

Результаты НИР: 

  • Проведен анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической, технической и методической литературы по функционированию цифровых автоматизированных агентов и ботов в средах электронного обучения. Разработаны предложения в проект концепции проектирования цифровых автоматизированных агентов с учетом их дальнейшего использования в среде общего образования. 
  • Проведен анализ существующих полей данных в МЭШ в аспекте их применения и достаточности для использования в работе ЦАР. Подготовлены рекомендации по расширению списка полей данных в МЭШ. 
  • Разработано программно-аналитическое решение для выявления взаимосвязей данных МЭШ на основе методов интеллектуального анализа образовательных данных. 
  • Проведен анализ взаимосвязей данных МЭШ на основе методов интеллектуального анализа образовательных данных. 
  • Разработаны подходы к   использованию алгоритмов машинного обучения при проектировании и разработке ЦАР. 
  • Проведен сравнительный анализ инструментальных средств создания ЦАР/ботов. 
  • Разработано техническое задание на разработку прототипа ЦАР; 
  • Разработан и интегрирован прототип ЦАР в информационную среду университета. 
  • Разработаны учебно-методические материалы для подготовки будущих учителей в ГАОУ ВО МГПУ (бакалавриат по направлению «Педагогическое образование», программа дисциплины по выбору) к проектированию поведения ЦАР в средах электронного обучения. 
  • Учебный дистанционный курс «Проектирование поведения цифровых автоматизированных агентов в средах электронного обучения» размещен по адресу: https://lk.mgpu.ru/mooc/courses/view?id=1 
  • Апробация и доработка разработанных учебно-методических материалов. В апробации приняли участие более 30 студентов ГАОУ ВО МГПУ. 
  • Разработаны примеры сценариев поведения ЦАР для учителей по теме «Основные способы проектирования поведения ЦАР» для размещения в МЭШ: 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1097187 

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/1097469 

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/1097253 

 

  • Организация и проведение вебинара «ЦАР в средах электронного обучения» для учителей г. Москвы и сотрудников ГАОУ ВО МГПУ. Вебинар “ЦАР в средах электронного обучения” был проведен 27.06.2019 на платформе webinar.ru Ведущий вебинара — научный руководитель НИР, сотрудник Института цифрового образования Ярмахов Б.Б. Трансляция вебинара была организована в рамках конференции “Школа 20:35. Прогнозы и перспективы”.  В работе вебинара приняли участие более 230 участников. 

 

Руководители НИР: 

 

Е.В. Лавреновак.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ 

Б. Б. Ярмахов, к.ф.н., доцент 

 

Ответственные исполнители: 

А. И. Азевичк.п.н., доцент 

Р.С. Сулейманов, начальник управления информационных технологий  

Р. Б. Куприянов, зам. начальника управления информационных технологий 

Е. Д. Патаракинд.п.н., доцент 

Е.С. Кожемин, начальник отдела развития информационной среды  

И.В. Рукавишников, ведущий программист отдела развития информационной среды 

О.А. Ерошкина, ведущий программист отдела развития информационной среды 

Т.А. Захарова, аспирант 

В. В. Гнидчина, эксперт управления информационных технологий  

В. А. Лыков, начальник отдела технического сопровождения 

В.В. Буровнаучн. сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования 

 Л. Л. Павликова, директор университетского центра цифровых технологий 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: