Top.Mail.Ru
Проекты

Проекты


НИР: «Генеративный ИИ естественно-научного контента»
НИР: «Исследование перспектив применения нейронных сетей в преподавательской деятельности»
НИР: «Исследование использования технологий совместной работы со знаниями в образовании на примере WIKI технологии»
НИР: «Разработка комплекса учебно-методических материалов для учителей г. Москвы по созданию и использованию компьютерных игр в обучении школьников»
НИР: «Построение рекомендательной системы на основе библиотеки объектов МЭШ с применением методов машинного обучения»
НИР: «Фундаментальные основы применения иерархических структур в работе с большими данными для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников»
НИР: «Разработка и пилотная апробация учебных и методических материалов для преподавания в школах основ искусственного интеллекта»
НИР: «Обучение основам проектирования AR/VR, математического и имитационного моделирования учащихся средних школ»
НИР: «Разработка концепции и учебно-методических материалов для подготовки будущих учителей в ГАОУ ВО МГПУ к проектированию поведения цифровых автоматизированных агентов в средах электронного обучения (в том числе с использованием ресурсов МЭШ»


Название НИР:«Разработка комплекса учебно-методических материалов для учителей г. Москвы по созданию и использованию компьютерных игр в обучении школьников».

Период проведения НИР: 2019- 2020 г.

Предмет исследования: методическое обеспечение очного и дистанционного учебного процесса в школах г. Москвы с использованием обучающих компьютерных игр.

Результаты НИР:

  1. Проведен анализ обучающих компьютерных игр, средств разработки компьютерных игр, правовых и нормативных документов, регламентирующих взаимодействие учащихся с компьютерными играми;
  2. Разработаны учебно-методические материалы для обучения учителей г. Москвы основам разработки компьютерных игр и подготовить методические рекомендации для учителей г. Москвы по организации очного, электронного и дистанционного учебного процесса в основной и начальной школе с использованием обучающих компьютерных игр
  3. Разработаны электронные учебные пособия МЭШ для подготовки учителей основной и начальной школы к разработке и использованию обучающих компьютерных игр, а также примерные электронные сценарии уроков МЭШ, содержащие обучающие компьютерные игры;
  4. Разработаны учебно-методические материалы для обучения учителей г. Москвы основам разработки и по организации учебного процесса с использованием обучающих компьютерных игр
  5. Разработаны памятки для учителей по разработке и использованию компьютерных игр для электронного и дистанционного обучения младших школьников
  6. Разработаны электронные учебные пособия МЭШ для подготовки педагогов к разработке и использованию обучающих компьютерных игр (в том числе для педагогов начальной школы):

«Разработка и использование обучающих компьютерных игр в начальной школе. Электронное учебное пособие для педагогов» ID ЭУП: 51 662 352 Ссылка на ЭУП:

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/composed_documents/51 662 352?sharing_key=2c461dc2−30b3−411f-91ed-4c3e68483531

«Разработка и использование обучающих компьютерных игр в основной школе. Электронное учебное пособие для педагогов» ID ЭУП: 50 877 548 Ссылка на ЭУП:

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/composed_documents/50 877 548?sharing_key=b7348984-f1a8−44cd-b2fc-a094b80c1fa7

  1. Обновлено содержание дисциплины «ФТД.В.02 Передовые технологии использования информационных технологий в зарубежном образовании» в области проектирования и разработки обучающих компьютерных игр
  2. Проведена апробация разработанных учебно-методических и электронных материалов.
  3. Организованы пробные занятия с использованием разработанных обучающих компьютерных игр в общеобразовательных школах г. Москвы. В апробации приняли участие учащиеся ГБОУ «Школа № 1575», ГБОУ «Школа № 1252»
  4. По результатам проведения НИР подготовлены 12 научно-методических изданий, в числе которых: 2 статьи в журналах международной базы Scopus, 5 статей в журналах, входящих в список ВАК.

Руководители НИР:

В.В.Гриншкун чл.-корр РАО, профессор, д.п.н., заведующий кафедрой информатизации образования ИЦО ГАОУ ВО МГПУ

Ответственные исполнители:

О.Ю.Заславская, д.п.н., профессор

В.С.Корнилов, д.п.н., профессор

Н.А.Усова, к.п.н., доцент

Лавренова Е.В., к.п.н., доцент

А.И.Азевич, к.п.н., доцент

А.А.Заславский, к.п.н., доцент

А.В.Гриншкун, к.п.н., доцент

Л.А.Шунина, ст. преподаватель

Е.С.Пучкова, ассистент


Название НИР: «Построение рекомендательной системы на основе библиотеки объектов МЭШ с применением методов машинного обучения».

Период проведения НИР: 2019- 2020 г.

Предмет исследования: подготовка студентов МГПУ к использованию ресурсов Московской электронной школы в учебном процессе.

Результаты НИР:

  1. Проведен анализ мирового опыта разработки рекомендательных систем для образования. 
  2. Проведен анализ учета сетевого рейтинга школ в подборе площадок педагогической практики студентов МГПУ и разработка на его основе рекомендаций по эффективной работе в МЭШ. 
  3. Разработана программа преподавания основ разработки рекомендательных систем и использовании их в учебном процессе в ВУЗе, учебные и методические материалы по дисциплине.
  4. Проведена апробация разработанной программы и материалов. 
  5. Осуществлен кластерный анализ пользователей МЭШ на основе использования ими сценариев МЭШ. 
  6. Разработан сетевой рейтинга школ г. Москвы на основе данных об использовании их учителями сценариев МЭШ. 
  7. Разработана рекомендательная система по подбору сценариев МЭШ для информационной системы МГПУ на основе алгоритмов машинного обучения. 

Руководители НИР:

Е. В. Лавренова, к.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ

Ответственные исполнители:

Б. Б. Ярмахов, к.ф.н., доцент   

В.В. Буров, научный сотрудник

И.В. Левченко, д.п.н., профессор

А.Р. Садыкова, д.п.н., профессор

Е. Д. Патаракин, д.п.н., доцент

З. Р. Федосеева, к.п.н., доцент

Ю. В. Фролов, д.э.н., профессор

Р. С. Сулейманов, начальник УИТ ГАОУ ВО МГПУ 

Р. Б. Куприянов, заместитель начальника УИТ ГАОУ ВО МГПУ 

Т. М. Босенко, к.п.н., доцент

Н. В. Вознесенская, к.п.н., заместитель директора ИЦО

Л. И. Карташова, к.п.н., доцент

Л. О. Денищева, к.п.н., доцент

А. Ю. Теплякова, к.и.н., доцент

С. В. Чискидов, к.т.н., доцент

Л. Л. Павликова, директор центра

А.А. Михайлюк, ассистент

В. В. Судаков, лаборант УИТ ГАОУ ВО МГПУ 

И. С. Поликарпов, специалист УИТ ГАОУ ВО МГПУ 


Название НИР: «Фундаментальные основы применения иерархических структур в работе с большими данными для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников».

Период проведения НИР: 2019-2021 гг.

Описание исследования: В системе общего образования активно используются современные цифровые технологии создания, обработки и использования интерактивных и мультимедийных образовательных материалов, технологии больших данных, способные оперативно и относительно объективно получать и анализировать информацию о реализации педагогических подходов, а также технологии формирования индивидуальных траекторий обучения, что стало одним из основных направлений реализации государственной программы «Кадры для цифровой экономики РФ». Работа с большими данными, их кластеризация и агрегирование при помощи иерархических структур обладают существенным потенциалом для персонализации общеобразовательного процесса, повышения эффективности работы учителя и образовательной организации в целом. Это свидетельствует об актуальности поиска теоретических и практических подходов к использованию больших данных и иерархических структур для построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей школьников. Междисциплинарность исследования обеспечивается интеграцией результатов из педагогики, информационных технологий, математики, информатики, возрастной психологии. Новизна и значимость исследования определяются разработкой новых фундаментальных подходов к применению иерархического структурирования данных в рамках технологии работы с большими данными для анализа и учета личностных особенностей школьников для последующей дифференциации цифровых образовательных ресурсов, прогнозирования, проектирования и оценивания эффективности образовательных стратегий. Результатом выполнения проекта станет выработка новых моделей, алгоритмов и подходов к персонализации обучения в рамках цифровизации общего образования. Практической значимостью будут обладать предложенные апробированные иерархические структуры для анализа данных, базы цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, критерии и рекомендации для учета личностных особенностей школьников.

Руководитель НИР: В. В. Гриншкун, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор

Ответственные исполнители:

Д. Т. Рудакова, к.п.н., доцент

Н. А. Усова, к.п.н., доцент

Л. А. Шунина, ст. преподаватель

В. С. Корнилов, д.п.н., к.ф-м.н., профессор

А. А. Заславский, к.п.н., доцент

Г. С. Григорьев, член-корреспондент РАО, д.тех., профессор


Название НИР: «Разработка и пилотная апробация учебных и методических материалов для преподавания в школах основ искусственного интеллекта».

Период проведения НИР: 2019 г.

Предмет исследования: методическое обеспечение преподавания в школах г.Москвы основ искусственного интеллекта и подготовки учителей.

Результаты НИР:

  • Проведен анализ мирового опыта преподавания искусственного интеллекта в школах (аналитический отчет).
  • Проведен анализ наличия необходимых базовых знаний для изучения основ искусственного интеллекта в смежных дисциплинах, изучаемых в школе (аналитический отчет).
  • Разработана программа преподавания основ искусственного интеллекта в школах.
  • Разработаны учебные и методические материалы по дисциплине.
  • Проведена апробация разработанной программы и материалов. В апробации приняли участие учащиеся ГБОУ школа № 1574, ГБОУ ДО г. Москвы «Дворец творчества детей и молодежи им. А.П. Гайдара». Также обучение учащихся города Москвы, в количестве 80 человек, проходило на выездной площадке ФБДОУ «ДОЛ „Березка“ ФНС России». Общее количество учащихся школ г. Москвы, прошедших обучение основам искусственного интеллекта в рамках апробации составило 114 человек.
  • Разработаны сценарии уроков МЭШ по дисциплине:

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1 087 552

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1 088 670

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1 087 593

  • Разработаны методические рекомендации для учителей в целях обеспечения подготовки преподавания дисциплины.
  • Проведена апробация разработанной программы повышения квалификации учителей. В апробации приняли участие более 100 учителей школ г. Москвы.

В ноябре 2019 г. в Институте цифрового образования стартовала программа повышения квалификации «Преподавание в школах основ искусственного интеллекта» https://www.dpomos.ru/curs/1 289 186/#card

Руководители НИР:

Е.В. Лавренова, к.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ

В.В. Буров, научн. сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ

Ответственные исполнители:

И.В. Левченко, д.п.н., профессор

А.Р. Садыкова, д.п.н., профессор

Д.Б. Абушкин, к.п.н., доцент

Ю.А. Семеняченко, к.п.н., доцент

А.Е. Павлова, к.соц.н., доцент

Н.Д. Тамошина, ст. преподаватель

В.С. Заболотникова, к.т.н., ст. преподаватель

А.А. Михайлюк, ассистент

Т.А. Захарова, специалист

В.П. Агальцов, к.п.н, доцент


Название НИР: «Обучение основам проектирования AR/VR, математического и имитационного моделирования учащихся средних школ».

Период проведения НИР: 2019 г.

Предмет исследования: процесс подготовки будущих учителей ГАОУ ВО МГПУ к профессиональной деятельности в условиях современного электронного обучения в цифровой образовательной среде.

Результаты НИР:

  • Проведен сравнительный анализ программных сред для проектирования виртуальной и дополненной реальности в ходе обучения школьников в системе общего и дополнительного образования г. Москвы.
  • Определены наиболее эффективные модели использования AR/VR оборудования в системе общего и высшего образования г. Москвы
  • Подготовлена рабочая программа курса по выбору «Обучение основам проектирования AR/VR, основам математического и имитационного моделирования учащихся средних школ» для студентов бакалавриата педагогического направления.
  • Подготовлено учебно-методическое (электронное) пособие «Обучение основам проектирования AR/VR, основам математического и имитационного моделирования учащихся средних школ».
  • Подготовлены методические рекомендации для преподавателей по курсу «Обучение основам проектирования AR/VR, основам математического и имитационного моделирования учащихся средних школ».
  • Проведена апробация учебных материалов, разработанных научно-исследовательской группой, во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара с учащимися инженерных специальностей. В апробации приняло участие свыше 100 учащихся.
  • 44 студента Института цифрового образования МГПУ провели уроки в инженерных классах Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара.
  • Были проведены установочные и текущие вебинары по теме исследования со студентами и магистрантами Института цифрового образования МГПУ, участниками международных научных конференций. Общее количество участников — около 100.
  • Проведен семинар-вебинар с педагогическими работниками г. Москвы и других регионов России по теме «Виртуальная и дополненная реальность в образовании: современное состояние и перспективы развития», в котором приняли участие более 200 человек.
  • Подготовлены и прошли модерацию сценарии уроков в Московской электронной школе, посвященные технологиям математического и имитационного моделирования, базису AR/VR:

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1 078 444

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1 078 453

Выходные данные научных изданий, опубликованных по результатам проведения НИР:

  1. Азевич А.И. Виртуальная реальность как обучающая среда. //Сборник материалов Международной научной конференции «Современные информационные технологии в образовании». - 25 июня. Москва-Троицк.

https://ito2019.bytic.ru/members/%D0%90

  1. Гриншкун А.В., Редактор игр Unity как инструмент разработки сред дополненной, виртуальной и смешанной реальности в рамках школьного образования // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Инфо-стратегия 2019», Самара, 2019, С. 303−305
  1. Patarakin E., Burov V., Yarmakhov B. Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection In: Väljataga T., Laanpere M. (eds) Digital Turn in Schools—Research, Policy, Practice. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Singapore 2019. 123−137 с.

Руководители НИР:

Е.В. Лавренова, к.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ

А. И. Азевич, к.п.н., доцент

Ответственные исполнители:

А. В. Гриншкун, старший преподаватель

М. В. Курносенко, старший преподаватель

Р. Б. Куприянов, зам. начальника управления информационных технологий

Е. Д. Патаракин, д.п.н., доцент

И.В. Левченко, д.п.н., профессор

А.Р. Садыкова, д.п.н., профессор

Д.Б. Абушкин, к.п.н., доцент

В.В. Буров, научн. сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования

А.Е. Павлова, к.соц.н., доцент

Н.Д. Тамошина, ст. преподаватель

А.А. Михайлюк, ассистент

Т.А. Захарова, специалист


Название НИР: «Разработка концепции и учебно-методических материалов для подготовки будущих учителей в ГАОУ ВО МГПУ к проектированию поведения цифровых автоматизированных агентов в средах электронного обучения (в том числе с использованием ресурсов МЭШ)».

Период проведения НИР: 2019 г.

Предмет исследования: Процесс подготовки будущих учителей ГАОУ ВО МГПУ к профессиональной деятельности в условиях современного электронного обучения в цифровой образовательной среде. Цифровые автоматизированные агенты (ЦАР), учебные данные Московской электронной школы.

Результаты НИР:

  • Проведен анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической, технической и методической литературы по функционированию цифровых автоматизированных агентов и ботов в средах электронного обучения. Разработаны предложения в проект концепции проектирования цифровых автоматизированных агентов с учетом их дальнейшего использования в среде общего образования.
  • Проведен анализ существующих полей данных в МЭШ в аспекте их применения и достаточности для использования в работе ЦАР. Подготовлены рекомендации по расширению списка полей данных в МЭШ.
  • Разработано программно-аналитическое решение для выявления взаимосвязей данных МЭШ на основе методов интеллектуального анализа образовательных данных.
  • Проведен анализ взаимосвязей данных МЭШ на основе методов интеллектуального анализа образовательных данных.
  • Разработаны подходы к использованию алгоритмов машинного обучения при проектировании и разработке ЦАР.
  • Проведен сравнительный анализ инструментальных средств создания ЦАР/ботов.
  • Разработано техническое задание на разработку прототипа ЦАР;
  • Разработан и интегрирован прототип ЦАР в информационную среду университета.
  • Разработаны учебно-методические материалы для подготовки будущих учителей в ГАОУ ВО МГПУ (бакалавриат по направлению «Педагогическое образование», программа дисциплины по выбору) к проектированию поведения ЦАР в средах электронного обучения.
  • Учебный дистанционный курс «Проектирование поведения цифровых автоматизированных агентов в средах электронного обучения» размещен по адресу: https://lk.mgpu.ru/mooc/courses/view?id=1
  • Апробация и доработка разработанных учебно-методических материалов. В апробации приняли участие более 30 студентов ГАОУ ВО МГПУ.
  • Разработаны примеры сценариев поведения ЦАР для учителей по теме «Основные способы проектирования поведения ЦАР» для размещения в МЭШ:

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1 097 187

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/1 097 469

https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/1 097 253

  • Организация и проведение вебинара «ЦАР в средах электронного обучения» для учителей г. Москвы и сотрудников ГАОУ ВО МГПУ. Вебинар «ЦАР в средах электронного обучения» был проведен 27.06.2019 на платформе webinar.ru Ведущий вебинара — научный руководитель НИР, сотрудник Института цифрового образования Ярмахов Б.Б. Трансляция вебинара была организована в рамках конференции «Школа 20:35. Прогнозы и перспективы». В работе вебинара приняли участие более 230 участников.

Руководители НИР:

Е.В. Лавренова, к.п.н., директор ИЦО ГАОУ ВО МГПУ

Б. Б. Ярмахов, к.ф.н., доцент

Ответственные исполнители:

А. И. Азевич, к.п.н., доцент

Р.С. Сулейманов, начальник управления информационных технологий

Р. Б. Куприянов, зам. начальника управления информационных технологий

Е. Д. Патаракин, д.п.н., доцент

Е.С. Кожемин, начальник отдела развития информационной среды

И.В. Рукавишников, ведущий программист отдела развития информационной среды

О.А. Ерошкина, ведущий программист отдела развития информационной среды

Т.А. Захарова, аспирант

В. В. Гнидчина, эксперт управления информационных технологий

В. А. Лыков, начальник отдела технического сопровождения

В.В. Буров, научн. сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования

Л. Л. Павликова, директор университетского центра цифровых технологий


Название НИР: «Исследование использования технологий совместной работы со знаниями в образовании на примере WIKI технологии».

Период проведения НИР: 2022 г.

Предмет исследования: Совместная работа со знаниями внутри образовательных организаций высшего образования.

Результаты НИР:

  1. Выявление наиболее перспективных технологий организации совместной деятельности, связанных с использованием коллекций цифровых объектов, моделей и программного кода.
  2. Экспериментальная площадка исследования digida.mgpu.ru — на основе вики-движка MediaWiki и с установкой множества расширений.
  3. РИД БД «Поле цифровой дидактики».
  4. Руководство по организации учебного процесса на базе Semantic MediaWiki.

Результаты представлены:

  • Патаракин Е.Д. Совместная Работа Над Знаниями В Формате Выполняемых Публикаций // ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. P. 346−349. www.elibrary.ru/item.asp?id=49 439 305.
  • Патаракин Е.Д. Игровое поле вычислительной дидактики // Современная «цифровая» дидактика. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ГринПринт,» 2022. P. 35−70. elibrary.ru/item.asp?id=54 099 495.
  • Патаракин Е.Д. Цифровые следы в системах совместной работы учителей и учеников // ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2022. P. 44−53. www.elibrary.ru/item.asp?id=49 351 413.
  • Дудко В.В., Патаракин Е.Д. Исследование научных школ университета средствами библиометрического картирования // Территория Новых Возможностей. Вестник Владивостокского Государственного Университета. 2023. Vol. 15, № 1 (65). www.elibrary.ru/item.asp?id=50 751 838.
  • Патаракин Е.Д. Объединение языков многоагентного моделирования в учебном процессе на базе MediaWiki // ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сборник научных трудов Двадцать первой открытой Всероссийской конференции. 2023. Нижний Новгород: Издательство: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2023. P. 416−417. elibrary.ru/item.asp?id=59 986 720.
  • Патаракин Е.Д. Воздействие имитационных моделей на поле вычислительной дидактики // ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА (ИММОД-2023). Казань: Издательство АН РТ, 2023. P. 436−441. www.elibrary.ru/item.asp?id=55 948 649
    Parandekar S., Patarakin E., Yayla G. A Modern Aspect of Instrumental Literacy: Coding // Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / ed. Dobryakova M. et al. Cham: Springer International Publishing, 2023. P. 367−390. doi.org/10.1007/978−3-031−23 281−713.
  • Буров В.В., Патаракин Е.Д. ПУТЬ ЧЕРЕПАХИ: ЭВОЛЮЦИЯ LOGO-ПОДОБНЫХ ЯЗЫКОВ // труды 6-ой Международной конференции «Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023)». 2023. Россия, Нижний Новгород, НИУ ВШЭ, 25−27 сентября 2023 года с. 111−117. www.iis.nsk.su/files/page/burov_v.v._patarakin_e.d.pdf.

Руководитель НИР:

Е.Д. Патаракин, д.п.н., доцент, профессор департамента информатики, управления и технологий института цифрового образования.


Название НИР: «Исследование перспектив применения нейронных сетей в преподавательской деятельности)».

Период проведения НИР: 2023 г.

Предмет исследования: методическое обеспечение применения технологии нейронных сетей в работе преподавателя

Результаты НИР:

  1. Проведена общая классификация и сравнение доступных нейросетей.
  2. Предложена подходящая для образования классификация нейросетей.
  3. Определены преимущества, недостатки и сферы применения различных видов нейросетей в образовательном процессе.
  4. Сформирован перечень нейросетей, подходящих для задач образования.

Результаты представлены:

  • на семинаре Цифровой среды: «Генеративные нейронные сети в образовании: Классификация и перспективы использования» А. Гриншкун, А. Елисеев, Б. Ярмахов www.youtube.com/watch?v=eONOCaftsD8;
  • на VII Международной научной конференции в Красноярске в виде доклада и тезисов:
    • ВЛИЯНИЕ ГЕНЕРАТИВНЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ А.В. Гриншкун, Н.С. Корнева https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54 778 336;
    • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В.В. Гриншкун, Л.А. Шунина elibrary.ru/item.asp?id=54 778 521;
  • на Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» в Ельце:
    • РОЛЬ ГЕНЕРАТИВНЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ А.В. Гриншкун, Т.А. Захарова, Н.С. Корнева https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54 642 230;
    • ГЕНЕРАТИВНЫЕ НЕЙРОННЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ: КЛАССИФИКАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ А.В. Елисеев, Л.А. Шунина https://elibrary.ru/item.asp?id=54 642 234;
  • на конференции Цифровая дидактика МГПУ в рамках Мастерской «Можно ли сегодня учить с искусственным интеллектом?»:
    • Риски применения нейронных сетей в образовании А.В. Гриншкун.
    • Возможности и особенности применения ИИ в подготовке и проведении уроков математики Н.С. Корнева.
    • Применение нейронных сетей при проектировании и проведении уроков информатики в основной школе А.В. Елисеев.

Для сотрудников МГПУ проведена серия вебинаров посвященная применению нейросетей в преподавательской деятельности:

Семинар «Риски и возможности применения искусственного интеллекта в образовании».

Мастер-класс «Применение генеративных нейросетей в образовании».

Семинар «Особенности применения искусственного интеллекта на примере математики и информатики».

Разработаны методические рекомендации по применению нейронных сетей в образовании Искусственный интеллект в образовании.

Руководитель НИР:

А.В. Гриншкун, к.п.н., доцент департамента информатизации образования института цифрового образования.

Ответственные исполнители:

Л. А. Шунина к.п.н., начальник департамента информатизации образования.

Т.А. Захарова, ст. преподаватель департамента математики и физики института цифрового образования.

А.В. Елисеев, ассистент департамента информатизации образования института цифрового образования.

Н.С. Корнева ассистент департамента информатизации образования института цифрового образования.


Название НИР: «Генеративный ИИ естественно-научного контент».

Период проведения НИР: 2023 г.

Предмет исследования: Разработка и исследование модели использование генеративного ИИ для формирования заданий по естественно-научным дисциплинам.

Результаты НИР:

  1. Определение типов учебных заданий, для генерации которых перспективно использовать ИИ.
  2. Сравнительный анализ кейсов использования генеративного ИИ.
  3. Общая модель использования генеративного ИИ, позволяющая генерировать задания различного типа.
  4. Экспериментальная настройка нейронной сети на генерацию заданий по естественно-научным дисциплинам.
  5. Генератор учебных задач множественного выбора, который действует на основании большой языковой модели и позволяет учителю самостоятельно создавать задания к своему учебному курсу, на основании того учебника, который он использует в качестве базового.
  6. Учебные задания различного типа.

Результаты представлены:

  • Патаракин Е.Д. Перенос практик генеративного искусственного интеллекта в естественно-научное образование // УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МИССИЯ.ТРАНСФОРМАЦИИ. РЕСУРСЫ Сборник материалов педагогического конгресса. 2023. Калининград: Издательство «Перо,» 2023. P. 170−174. elibrary.ru/item.asp?id=54 829 587.
  • Патаракин Е.Д. Трансформация Вычислительной Дидактики Под Воздействием Генеративного Искусственного Интеллекта // БОЛЬШАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МГПУ сборник тезисов : в 3 т. Том 1. Московский городской педагогический университет. Москва, 2023 Издательство: Издательство ПАРАДИГМА (Москва). Издательство ПАРАДИГМА, 2023. Vol. 1. P. 14−17. www.elibrary.ru/item.asp?id=54 323 130.
  • Патаракин Е.Д., Буров В.В., Сошников Д.В. Использование Генеративного Искусственного Интеллекта Для Формирования Вычислительного Мышления Школьников. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. www.elibrary.ru/item.asp?id=54 778 615
    Сошников Д.В., Буров В.В., Патаракин Е.Д. Генерация Учебных Задач При Помощи Генеративных Моделей. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. www.elibrary.ru/item.asp?id=54 778 633.
  • Patarakin E.D., Burov V., Sochnikov D. Experimental generation of educational tasks in natural science disciplines using artificial intelligence // MCU Journal of Pedagogy and Psychology. 2023. № 17 (4). P. 28−41. www.elibrary.ru/item.asp?id=58 909 859.
  • Патаракин Е.Д., Сошников Д.В., Буров В.В. Методика Организации Естественно-Научного Обучения С Использованием Материалов, Сгенерированных Искусственным Интеллектом // СОВРЕМЕННАЯ {ЦИФРОВАЯ} ДИДАКТИКА. ООО «А-Приор», Москва, 2023. P. 72−88. www.elibrary.ru/item.asp?id=60 052 181.

Руководитель НИР:

Е.Д. Патаракин, д.п.н., доцент, профессор департамента информатики, управления и технологий института цифрового образования.