Top.Mail.Ru

Ребёнок не умеет проигрывать: как научить его мириться с неудачами

Дети должны играть: это их основная работа. Но некоторые категорически не умеют проигрывать — устраивают истерики, скандалят. Что с этим делать? Нельзя же совсем не играть в настольные игры? Доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ Ларисой Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», как помочь ребенку научиться переживать неудачи.

То, что дети не умеют проигрывать и очень эмоционально реагируют на проигрыш в любых играх (будь то настольные, словесные или активные игры), — совершенно нормально. Это важный этап их личностного развития.

Обычно яркие реакции на проигрыш накладываются на кризис самоидентификации, так называемый кризис трех лет. В это время у ребенка особенно ярко выражена потребность в ощущении справедливости, а так как маленький человечек уверен, что он — центральная личность в этом большом мире, то его стремление всегда выигрывать абсолютно естественно.

В игре ребенок решает колоссальное количество задач. И когда он проигрывает, он боится быть не лучшим и нелюбимым. Надо помочь ему справиться с этим страхом.

Что можно и нужно делать

  • Хвалить ребенка не столько за результат, сколько за участие в игре.
  • Учить получать удовольствие не от результата, а от процесса — комментировать игру, обсуждать интересные моменты.
  • Отмечать, как здорово он играл и как вам было с ним классно и интересно.
  • Вместе обсуждать ошибки и недочеты.
  • Обязательно после проигрыша говорить ребенку, как сильно вы его любите вне зависимости от его успеха.
  • Мягко показывать, что, даже несмотря на проигрыш, сегодня он играл лучше, чем вчера или в прошлый раз.
  • Говорить, что его достижения в игре очень важны, ведь играть полезно вне зависимости от результата.
  • Награждать ребенка значком, наклейкой или чем-то вкусным/приятным за участие в игре, чем бы она ни кончилась.
  • Говоря об играх и проигрыше, важно учитывать, что именно в такие моменты происходит формирование того или иного типа мотивации, который останется с ребенком на всю жизнь. Это будет либо мотивация достижения, либо мотивация избегания неудачи. И та, и та эффективна.

Еще один немаловажный момент: во время проигрыша ребенок учится переживать неудачи, понимать, что не всегда все дается сразу и что бывают барьеры на пути к достижению цели. Очень важно, чтобы ребенок научился проживать эти переживания. И лучше, когда он делает это вместе с родителем.

Главное — после каждой игры обязательно говорить ребенку: «Даже если ты сегодня проиграл, ты здорово играл и был в этой игре чуть лучше, чем вчера. Мы обязательно продолжим, и в следующий раз ты сыграешь еще лучше».

Читать материал в источнике


Персоны



Экспертам ИСПО присудили учёные степени кандидатов педагогических наук


24 апреля 2024 г.


В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и.о. директору ИСПО имени К. Д. Ушинского Сергею Еремину и начальнику Департамента среднего общего образования и общегуманитарного цикла Владлену Самбуру присуждены учёные степени

Педагоги ИКИ провели занятия в международной онлайн-школе «Чайка»


24 апреля 2024 г.


Продолжаем международное сотрудничество — преподаватели департамента СКД и сценических искусств ИКИ МГПУ провели в апреле мастер-классы по сценической речи для русскоговорящих детей, живущих за границей