Top.Mail.Ru

Сурдопедагогика

В издательском центре «Владос» вышел в свет учебник «Сурдопедагогика» под редакцией профессора Е.Г. Речицкой для дефектологических специальностей высших учебных заведений России. Для создания нового, современного издания учебника были привлечены ведущие специалисты в данной области, представляющие разные педагогические вузы и научные учреждения нашей страны.

От Московского городского педагогического университета в создании учебника приняли участие преподаватели Института психологии и комплексной реабилитации: доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова, доктор психологических наук, профессор Т.Г. Богданова, кандидат педагогических наук, доцент И.Л. Соловьева.

В учебнике представлены теоретико-методологические основы сурдопедагогики как отрасли научного педагогического знания, дается характеристика современных систем обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Одним из актуальных современных трендов развития системы образования является инклюзивное образование, которое охватывает все категории детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе — детей с нарушениями слуха. Именно данный раздел -«Интегрированное и инклюзивное образование детей с нарушениями слуха» написан профессором Н.М. Назаровой, ведущим специалистом нашей страны по проблемам инклюзивного образования, автором многих учебников. Автор подчеркивает необходимость непрерывного образования, которая объясняется прогрессом в развитии науки, техники, социальных отношений. В этих условиях необходимо говорить и о непрерывном инклюзивном образовании, в структуре которого идет процесс становления и развития личности человека с нарушением слуха на протяжении всей жизни. Непрерывность инклюзивного образования — важнейшее условие социализации и социальной адаптации человека с нарушением слуха в современной жизни. Важно, чтобы для человека с сенсорным нарушением предыдущий этап образования становился фундаментом для следующей ступени жизненного цикла и следующей ступени образования.

Для успешного обучения лиц с нарушениями слуха и создания условий для их социальной адаптации на всех этапах психического развития — от младенчества до профессионального самоопределения — необходима опора на психологические исследования. Эта закономерность отражена в главе «Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха», написанном профессором Т.Г. Богдановой. Теоретико-методологической основой психологических исследований развития детей с нарушениями слуха послужили основные положения Л.С. Выготского о закономерностях развития ребенка, о единстве биологических и социальных факторов. Своеобразная социальная ситуация развития ребенка с нарушенным слухом обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности. При этом обучение и воспитание детей с нарушениями слуха опирается на необходимость психологического обоснования сурдопедагогических воздействий.

Доцентом И.Л. Соловьевой подготовлены важные разделы данного учебника, в которых нашла отражение одна из тенденций — усложнение контингента обучающихся с нарушениями слуха — увеличение числа детей с сочетанными нарушениями. В связи с этой тенденцией изменились требования к подготовке сурдопедагогов, которые заключаются в необходимости овладения сложными методиками работы. На формирование новых компетенций направлены разделы — «Характеристика и образовательные маршруты обучающихся с нарушениями слуха, имеющих задержку психического развития», «Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта», «Создание полифункциональной социокультурной образовательной среды в обучении детей с множественными нарушениями развития».

Учебник будет полезен не только студентам, приобретающим специальности, связанные с обучением и воспитанием детей с нарушениями слуха, но и педагогам-практикам, а также ученым, поскольку в нем представлены самые современные тенденции сурдопедагогической науки.



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»