Top.Mail.Ru

Цифровизация образования в педагогическом университете

В Институте естествознания и спортивных технологий 14 февраля состоялся научный семинар «Проблемы цифровизации образования в педагогическом университете».

К участию были приглашены все педагоги и сотрудники института, обучающиеся всех образовательных программ, особенно магистранты и аспиранты, планирующие участвовать в модернизации системы образования.

На приглашение откликнулись многие. В аудитории не осталось свободных мест, когда ведущий семинара к.п.н., доцент Николай Михайлов объявил о начале работы.

«Мы планируем, что этот семинар будет проводиться с завидной регулярностью. Первоначальная частота проведения — раз в месяц. Затем посмотрим, как преподаватели и студенты начнут входить в эту работу.

Первый наш семинар, несмотря на серьезность грядущих выступлений наших замечательных докладчиков, носит скорее ознакомительный характер. Для первого доклада приглашаю директора Института естествознания и спортивных технологий Александра Эдуардовича Страдзе«

Тема выступления Александра Страдзе была сформулирована как «Создание нового информационно-образовательного пространства в ИЕСТ на основе цифровых технологий».

IMG_3373
IMG_3378
IMG_3379
В прологе своего выступления докладчик рассказал о проводимом в прошлом году конкурсе концепций института цифрового образования.

По итогам проведения конкурса две концепции были признаны наиболее сильными: — командный проект коллективной заявки сотрудников тогда еще ПИФКиС — Александра Страдзе, Дмитрия Дзигуа, Евгения Зака, Александра Емельянова и Андрея Сизова — и индивидуальный проект Екатерины Лавреновой.

«У нас не было амбиций создавать институт цифрового образования в чистом виде. Нам показалось правильным развернуть нашу концепцию под возможности человека, под естественнонаучные знания. Это, в частности, и стало неким прообразом недавнего объединения двух институтов, которое, может быть, кому-то не кажется очевидным шагом.

Постараюсь на примере сегодняшней темы попробовать объяснить, зачем это было нужно, и почему сегодня действительно важно делать акцент на образовании с использованием цифровых технологий".


Тезисы выступления А. Э. Страдзе

Эффективность и актуальность образовательного процесса невозможны без внедрения современных цифровых технологий. Мы должны давать человеку те компетенции, с необходимостью реализации которых он столкнется тут же, выйдя за порог нашего института.

Современный выпускник, будь то учитель физической культуры, будь то учитель биологии, безопасности жизнедеятельности, совершенно точно должен обладать системными знаниями, которые позволят ему установить контакт с учеником.

Специалист, который хочет быть конкурентоспособным в будущем, должен уметь критически мыслить, эффективно работать в команде, уметь работать с огромным массивом данных, обладать способностями к адаптации, гибкостью ума и стрессоустойчивостью. Он должен уметь применять новейшие электронные средства и ПО, использовать математические модели и механизмы международных исследовательских коммуникаций.

Перед нами стоит задача создания новой конструкции взаимодействия учителя и ученика, конструкции сотрудничества и наставничества, и новой дидактики, в основу которой лягут результаты новых когнитивных исследований. Важной задачей становится проектирование облика нового «цифрового» педагога, способного сформировать у обучающихся новую цифровую культуру и способность решать сложные многофункциональные задачи.

С учетом цифрового окружения основными направлениями деятельности нового института должны стать стимулирование и поддержка междисциплинарных исследований, реализация образовательных программ нового типа, использование научно-исследовательских достижений университета в трансформации образовательного процесса.

Отправная точка модернизационного пути – платформа для проведения исследований. Сегодня в структуре ИЕСТ появилась лаборатория возможностей человека, где будут на постоянной основе, но в ограниченных временных рамках, собираться научно-исследовательские коллективы для решения конкретных задач. Предполагается эффект коллайдера – придание исследовательскому процессу большого энергетического заряда путем столкновения различных направлений научной деятельности. Результаты исследований должны ложиться в основу образовательных программ, особенно магистрантов.

В основе успеха интеграции образовательного процесса в профессиональный мир будут лежать партнерские отношения с заинтересованными организациями. Ключевую роль здесь будет играть партнерство с IT-предприятиями в формате наставничества. Использование их программных пакетов и учебного оборудования.

Результаты проведенных исследований должны сформировать определенный авторитет института в профессиональном сообществе. Верифицировать успешность работы института в социуме позволят различные формы капитализации его деятельности: победы в конкурсах, высокий статус, узнаваемость бренда, место в различных рейтинговых системах.


Следующим докладчиком стал к.п.н., доцент Дмитрий Дзигуа. Тема его выступления — «Формирование необходимых профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования».

IMG_3386
IMG_3397
IMG_3388
IMG_3391

Тезисы выступления Д. В. Дзигуа

Изменяющаяся социальная реальность формулируют новые требования к образовательному пространству, его субъектам, происходящим процессам, существующим нормам, принципам и результатам. Стратегически важной задачей подготовки современного учителя в соответствии с требованием новых образовательных стандартов является формирование универсальных компетенций по поиску, критическому анализу, синтезу информации.

Сегодня очевидна необходимость развития у обучающихся soft skills. Это 4 «К» – Критическое мышление, Креативность, Коммуникация, Кооперация. Это воспитание характера, гражданской грамотности. У обучающихся есть запрос на получение универсальных и проектных компетенций, которые помогут им в жизни, самообразовании, обеспечат адаптацию к текущей современности.

Необходимость применения проектной деятельности в современной педагогической практике сформирована в требованиях ФГОС всех уровней. Проектная деятельность в вузовских реалиях — это эффективная технология, развивающая коммуникативные навыки и направленная на приобретение опыта обучающимися управления жизненным циклом проекта и оценки его эффективности, работы в команде.

Формирование набора компетенций, обеспечивающих проектную деятельность, в процессе подготовки бакалавров и магистров происходит в условиях развития информационно-образовательной среды вуза. Именно в ней происходит синергия проектов за счет использования облачных технологий, виртуальных развивающих средств, технологий сетевого взаимодействия.


Приятной характеристикой для семинара, наглядно демонстрирующей его злободневность и важность для института, стало активное участие зала в обсуждения докладов выступающих. Профессоры Анатолий Матвеев, Сергей Суматохин, Владимир Дикарев, к.т.н., доцент Алексей Корольков стали хэдлайнерами честного диалога между слушателями и выступающими.

Следующим на кафедру взошел Андрей Сизов, который представил доклад на тему «Разработка и апробация педагогической технологии использования фитнес-трекеров на уроках физической культуры».

IMG_3415
IMG_3408
Андрей Сизов рассказал о государственном задании, полученном от Департамента образования и науки Москвы, согласно которому институту предстоит разработать педагогические технологии использования фитнес-трекеров в ходе современных уроков. Идея проекта заключается в оптимизации нагрузки обучающихся с помощью современных гаджетов.

«Четкое осознание тех процессов, которые происходят в нашем организме, анализ этих процессов в недалеком будущем будет сложно представить без современных гаджетов»

Команде, реализующей проект, предстоит создать типовой портрет физической активности обучающихся столичных школ, разработать методические рекомендации и конкретные кейсы применения современных гаджетов, разработать программу повышения квалификации для педагогов. Александр Страдзе и Андрей Сизов призвали всех желающих включиться в реализацию этого проекта.


Институт проводит активную работу по обновлению содержания урока физической культуры в том числе и с применением современных гаджетов.


IMG_3424
IMG_3432
Завершил программу семинара Александр Емельянов, чей доклад назывался «Интернет вещей в современном образовании». Александр дал ретроспективное изложение бытования и трансформации этого феномена, рассказал о примерах использования данной технологии, в том числе и в образовательной среде.

В заключении ведущий семинара Николай Михайлов поблагодарил всех докладчиков и участников семинара и пригласил всех на следующий семинар, который пройдет в марте.



Конференция «Образовательный туризм в школе и вузе»: объявлен сбор материалов


20 февраля 2024 г.


Приглашаем учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов, магистрантов, студентов, работников науки и образования на IV всероссийскую конференцию с международным участием

Определена дата проведения внеочередного заседания ученого совета


22 января 2024 г.


Внеочередное заседание ученого совета ИЕСТ состоится 9 февраля