Top.Mail.Ru

Вечер памяти Е. Е. Шулешко прошел в МГПУ

17 мая 2021 года в Московском городском педагогическом университете прошел вечер памяти, посвященный 90-летию со дня рождения Евгения Евгеньевича Шулешко, известного отечественного психолога, автора концепции ровеснического образования. На встречу пришли коллеги и последователи Е.Е. Шулешко: Вячеслав Букатов, Эмилия Леонгард, Наталья Титова, Елена Бережковская, Сергей Плахотников, Елена Аккуратова, Алексей Юшков, Елена Кузьмина (младшая сестра) и Игорь Шиян, руководитель лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

Открывая встречу, Игорь Шиян отметил, что Евгений Евгеньевич был продолжателем дела культурно-исторической теории
Л. С. Выготского, ровесническая педагогика Е. Е. Шулешко стала теоретическим и практическим шагом в развитии идей Льва Семеновича.

Наталья Титова предоставила возможность присутствующим вновь увидеть и услышать Евгения Евгеньевича, показав интервью 1989 года.

Участники поделились воспоминаниями о Евгении Евгеньевиче, обратились к ключевым идеям его подхода и обсудили возможности их применения в современном образовательном процессе. Алексей Юшков поделился тонким замечанием Евгения Шулешко о том, что в учебном диалоге всегда присутствуют трое: не только ученик и учитель, но и наблюдающий. Это меняет всю структуру коммуникации. Именно основываясь на таком понимании диалога Е. Е. Шулешко предложил групповую работу для развивающего обучения. Смысл этой организационной формы заключается в том, что есть учебные задачи, с которыми ребенок не может справиться, когда он действует один или даже в паре. Но если рядом появляется не участвующий в обсуждении наблюдатель, то учебную задачу удается решить.

Интересная дискуссия развернулась вокруг трактовки Евгением Евгеньевичем зоны ближайшего развития. Традиционное понимание ЗБР заключается в том, что, сотрудничая с ребенком в зоне ближайшего развития, взрослый привносит в эту деятельность содержание и как бы подтягивает ребенка под это содержание, помогает ему освоить новые области деятельности и знаний. Однако Шулешко вкладывал в понятие «зона ближайшего развития» несколько иной смысл. Он разработал теорию четырех типов жизнедеятельности. Работая с каждой детской группой, Е. Е. Шулешко понимал, какой именно тип жизнедеятельности каждая группа сейчас осваивает. Это определяло для Евгения Евгеньевича выбор материала. Взрослый предлагал новое содержание, это и являлось зоной ближайшего развития. Это был материал, сталкиваясь с которым, дети опознавали его как ресурс личного развития. Не как нечто, чему нужно учиться специально, а как-то, что нужно заполнить новым содержанием. Дети достраивали недостающее содержание и начинали действовать по-новому. И Шулешко всегда очень точно понимал, какой группе какие задания нужно предлагать.

В октябре в МГПУ планируется проведение научной конференции, посвященной творческому наследию Е. Е. Шулешко, развитию и реализации его идей в современном образовании.

Видеозапись встречи можно посмотреть по ссылке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования