Top.Mail.Ru

Микрорайон мечты для детей и подростков

Принято считать, что город — неподходящая среда для ребенка и за «настоящим детством» нужно ехать на дачу или на море. Но большую часть года взрослые с детьми проводят в городе, хотят они того или нет. Урбанисты и ученые МГПУ совместно с архитектурным бюро в исследовании «Дворы, переулки и весь мир: жилой микрорайон для детей и подростков», нашли формулу комфортной архитектуры районов.

Эксперты МГПУ рассказали «‎Вечерней Москве», что игровые зоны нужны не только тем, кто там играет — детские пространства эмоционально «утепляют» город, делают его более человечным, помогают взрослым воспитывать ребенка, а ребенку — гармонично взрослеть. Конечно, и сами, прежде всего, дети нуждаются в особой развивающей среде, которая учитывает их психофизические особенности, отмечает научный консультант авторского коллектива пособия, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Татьяна Ле-ван. По мнению эксперта, ребенку необходимо чувствовать себя сопричастным важному для него пространству. Можно сказать, что это является фундаментом эмоционального благополучия, когда маленький человек понимает, что у него в этом мире есть свое место: кроватка, комната, двор, и он сам решает, как ими пользоваться.

Дети хотят гулять одни, без надзора взрослых, и родители хотят, чтобы малыши росли самостоятельными, тут интересы совпадают. И благоустроенная территория, отсутствие рядом с игровой площадкой проезжей части является базовым, обязательным условием для создания комфортной среды. А еще дворы не должны быть одинаковыми, на смену однотипных качелей, лестниц, площадок, где негде уединиться и покататься на скейтборде, нужно создавать пространства для двигательной активности, игры, общения, контактов с природой, зоны для исследований и открытий.

На детских площадках важны не только доступ к природе и развлечения, но и цветовые решения, тематическая открытость.

«Какой образ ребенка лежит в основе среды, которую мы создаем? Действительно ли мы понимаем, что важно детям, или исходим из своих представлений о том, что им должно нравиться? — уточняет эксперт лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина. — Псевдодетская эстетика пространства с навязанной тематикой, яркими мультяшными персонажами, громкая, кричащая, не предполагает диалога с ребенком. За него уже все решено, все придумано. Но если мы видим перед собой чувствующего, думающего человека, у которого есть свое мнение, и нам оно важно — вырастает совсем другая среда. Пространство, с которым ребенок может активно взаимодействовать: менять его, привносить в него свои смыслы, быть в нем главным действующим лицом».

В качестве примера авторы исследования назвали Красногвардейские пруды в Москве, где в любое время года и суток, в плохую и хорошую погоду удобно гулять и играть. Сдержанная цветовая гамма умиротворяюще действует на ребенка, не перевозбуждая его. У малышей богатая фантазия, и архитектура игровых зон может его развивать — на площадке есть деревянные кубы, столбики, способные превращаться во что угодно во время игры. Крытые беседки обеспечивают место для настольных игр, перекуса. Дети, как и взрослые, устают от общества, поэтому на площадке есть одиночные гамаки, домики.

Не стоит забывать, что подростки — тоже дети, при этом мамы малышей прогоняют их с площадки, где они хотели бы покататься на троллее, посидеть на качелях, поболтать на скамейках. Авторы пособия предлагают зонирование — в одной части двора песочница и маленькие горки, в другой — веревочный парк и большие качели.

Идеальной площадкой для подростков эксперты назвали бульвар «Белые цветы» в Казани. Там комфортно в любую погоду, есть Wi-Fi, свет, возможность зарядить телефон. Большие площадки позволяют объединяться и для командных игр, и для наблюдения — около каждой есть небольшие зрительские трибуны. Зоны для подростков не пересекаются с детскими, но и не полностью изолированы. На бульваре есть батуты, скамейки, качели, шезлонги — каждый найдет, чем заняться. Фонтаны и освещение придают площадке атмосферность и фотогеничность.

Читать материал в источнике


Персоны



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе