28 ноября в 17.00 состоялась работа Дискуссионной площадки «Можно ли создать развивающую среду в вузе для личностно-нравственного роста будущего учителя?» (Сферум). Дискуссия затронула такие проблемные аспекты, как трудности адаптации молодых педагогов в образовательном пространстве школы, создание образа учителя как транслятора культурного наследия и идеалов современного общества.
Представленный анализ результатов анкетирования студентов продемонстрировал общую тенденцию к критическому осмыслению западных и традиционных российских ценностей, признанию необходимости формировать чувство гордости у школьников к своему Отечеству. Гости дискуссионной площадки обсудили такие концепты, как «совесть», «душа», «Родина» в контексте межкультурной коммуникации и сопоставили языковые картины мира своей и иной культур. Участники дискуссии отметили глубинные расхождения между русскоязычным и англоязычным менталитетами, выражающимися в противопоставлении холистичности русского мира и аналитичности западного, эмоционально-ценностной ориентации и рационально-прагматической концепции, коллективной ответственности российского народа и индивидуальной автономии на Западе.
Отдельным аспектом обсуждения стал вопрос трудностей обучения детей-мигрантов в российских образовательных учреждениях, а именно: институциональные проблемы (нехватка квалифицированных педагогических кадров), лингвистические трудности и социокультурные барьеры (культурный шок).
Участниками дискуссии предложены пути преодоления вызовов, лежащих в поле рефлексивных практик как средства формирования профессиональной, личностной и духовно-нравственной идентичности педагога. Такие методы, как самоанализ урока, дневник, видеорефлексия, работа с эмоциями и этические кейсы, помогают учителю выстраивать устойчивую профессиональную позицию, предотвращать выгорание и становиться подлинным нравственным ориентиром для своих учеников.
Гости мероприятия отметили важность проведения подобных форумов как площадки для обмена мнениями и накопленным в ходе педагогической и научно-исследовательской деятельности опытом. Преподаватели ИИЯ МГПУ Старицына С.Г., Морозова В.И., Прибылова Н.Г., Эррера-Павон Ю.Р. и профессор кафедры романо-германских языков ГУП Сороковых Г. В. подвели итоги дискуссии и наметили первоочередные цели духовно-нравственного развития будущего учителя.
Фото: МГПУ