16 декабря 2025 года прошла Всероссийская Ассамблея «Строим не стены, а смыслы». Мероприятие объединило архитекторов, застройщиков, управленцев, исследователей и педагогов. Они рассуждали, как выстроить системное взаимодействие власти, бизнеса и общества при проектировании и строительстве социальных объектов, обеспечивающих устойчивое развитие регионов.
В работе Ассамблеи приняла участие Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Она открыла дискуссию «Разные цели — общее пространство: вызовы совместного проектирования школ и садов». В своем выступлении Елена Иванова связала профессиональные позиции педагогов, архитекторов и девелоперов, обозначив точки их пересечения и напряжения. Спикер подчеркнула роль образования как равноправного участника процесса проектирования и обозначила необходимость раннего включения педагогической экспертизы в работу над социальными объектами. По её словам, отсутствие педагогической команды на старте проектирования напрямую влияет на качество последующей эксплуатации образовательных зданий.
Отдельное внимание было уделено задачам магистерской программы МГПУ «Проектирование городских образовательных инфраструктур», направленной на подготовку специалистов, способных работать на стыке педагогики, архитектуры, управления и городского развития. Елена Иванова отметила, что программа отвечает на дефицит профессиональных кадров, которые понимают как образовательные процессы, так и логику проектирования и эксплуатации современных зданий.
В ходе дискуссии были обозначены ограничения соучастного проектирования, связанные с нормативными рамками, экономическим обоснованием нестандартных архитектурных решений, а также разрозненностью целевых программ и ведомственных требований. Спикер подчеркнула, что устойчивые решения в сфере образовательной инфраструктуры невозможны без постоянных исследований, анализа реальной практики эксплуатации зданий и системной обратной связи от пользователей образовательных пространств.
Дискуссия была посвящена выработке предложений по синхронизации государственной политики, интересов строительной отрасли и системы образования. Участники обсудили сложности эксплуатации современных зданий в рамках действующих нормативов, а также потенциал образовательных организаций как центров притяжения и объединения социальных интересов микрорайонов. По итогам обсуждения были предложены возможные направления решений в связке «застройщик — пользователь образовательных пространств», ориентированные на долгосрочное качество и устойчивость социальных объектов.
Фото: Freepik