И больше, и меньше: как изменится система образования в России

О новой реформе системы высшего образования объявил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию. Она, по сути, объединит бакалавриат и специалитет в базовый уровень высшей школы. При этом сохранится и магистратура — она будет решать задачу углубления знаний по узким специальностям. Аспирантуре обещана отдельная роль — подготовки научных и преподавательских кадров. Основным же изменением станет то, что продолжительность обучения на базовом уровне будет варьироваться и зависеть от требований рынка труда и конкретной профессии. Ректор МГПУ Игорь Реморенко и ректоры других ведущих вузов страны рассказали газете «Известия», кто сможет получить диплом за четыре года, а кто за шесть — разбирались «Известия».

Четыре на шесть

Новую национальную систему высшего образования представил Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию. Существующая сейчас в России многоуровневая система сохранится, но серьезно изменится.

— Назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни, — сказал президент России. — Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.

Сейчас в России бакалаврами становятся, как правило, через четыре года обучения. Далее студент может продолжить образование в магистратуре, которая длится один-два года. Если же он учится по традиционной, «советской» системе специалитета, то выпускается через пять-шесть лет, получая диплом специалиста. Но за границей специалитет, как правило, приравнивается к бакалавриату.

В 2007 году Владимир Путин подписал закон об изменениях в системе высшего образования, закрепив два уровня: бакалавриат как первый, магистратуру и специалитет как второй. Для каждого из них действуют отдельные образовательные стандарты. При этом за вузами остается выбор, что преподавать в рамках бакалавриата — магистратуры, а что как специалитет.

Теперь же, по словам президента, бакалавриат будет постепенно вытесняться базовой подготовкой, которая ближе специалитету. Но она будет иметь существенное отличие.

— В этой связи предлагается следующее. Первое — вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием, — сказал Владимир Путин. — Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда.

Если же профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации, то студент сможет продолжить учиться уже в магистратуре.

— В отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой — готовить кадры для научной и преподавательской деятельности, — рассказал президент. — Хочу подчеркнуть, что переход на новую систему должен быть плавным. Правительству совместно с парламентариями потребуется внести многочисленные поправки в законодательство об образовании, о рынке труда.

Он заверил, что реформа расширит возможности для качественного образования, трудоустройства и карьеры. При этом те студенты, которые учатся сейчас по системе «бакалавриат — магистратура», смогут продолжить обучение по действующим программам. Не подлежат пересмотру и дипломы о высшем образовании тех, кто уже прошел обучение по действующим сейчас программам.

Проблемы восприятия

Изменение позволит уйти от «путаницы в восприятии как со стороны студентов, так и со стороны работодателей», которая возникает из-за одновременного существования специалитета и бакалавриата, заявил «Известиям» ректор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент РАН Николай Кропачев.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал, что в его вузе, например, есть пятилетний бакалавриат, который по длительности обучения равен специалитету, однако выпускники выходят с дипломами бакалавров. Была проблема и с рынком труда, рассказал «Известиям» ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

— Например, мне известно, что на ряд должностей юридические организации не брали бакалавров, сомневаясь в их квалификации, — сказал он. — Хотя и в советское время уже была четырехлетняя подготовка юристов, что не мешало человеку в его карьере. Та же ситуация встречается и в строительной отрасли. И решение президента снимает это накопившееся в экономике противоречие.

Само профессиональное сообщество должно определить необходимую продолжительность обучения, считает Эдуард Галажинский.

— Например, юристу цифровому и с интеллектуальным правом необходимо пять или шесть лет обучения, а для работы в следствии или прокуратуре — четыре года, — пояснил он.

Впрочем, представитель руководства одного из федеральных вузов на условиях анонимности высказал мнение, что суть системы остается прежней.

— Если четырехлетний бакалавриат назовут специалитетом, то от перестановки слагаемых сумма не меняется, — сказал собеседник. — Кроме того, сейчас вузам никто не запрещает открывать программы специалитета.

Но и этот собеседник поддержал идею о разработке учебных планов «по принципу реальной экспертизы со стороны работодателей».
Специалитет будет там, где он необходим, полагает ректор Государственного университета управления Владимир Строев, — для всех технических специальностей.

— И, возможно, добавят отраслевое управление — это необходимо для подготовки специалистов всех ключевых сфер экономики, — сказал он.

В целом изменения позволят вузам «сосредоточиться на своей созидательной миссии, усилении технологического суверенитета и формировании долгосрочных траекторий устойчивого развития России», полагает и.о. ректора РАНХиГС Алексей Комиссаров.

— И здесь синтез лучшего, что было в советской системе, и опыта последних, цифровых десятилетий обеспечит единое и прогрессивное образовательное пространство нашей страны, — сказал он.

Ректор Российского экономического университета им. Плеханова Иван Лобанов назвал изменения необходимой унификацией первого уровня образования.

Магистратура и аспирантура

Теперь в рамках магистратуры студенты будут заниматься уже более сложными задачами, чем это было бы в рамках прежней системы, полагает ректор Южного федерального университета Инна Шевченко.

— Например, если речь идет о программной инженерии, то мы можем говорить о возможностях разработки более сложных типов ПО, о высокотехнологичных специальностях, — сказала она.

Магистратура станет уже более направленной, например, она может быть одногодичной технологической, считает Эдуард Галажинский.

— Такое решение, с одной стороны, скругляет острые углы, делая систему высшего образования более прозрачной, а с другой стороны, добавляет ей вариативности, — сказал он.

Игорь Реморенко позитивно отреагировал на то, что «магистратура в этой системе не теряется», отметив, что она обретает более существенное значение — глубокой подготовки специалистов.

— Думаю, это знак того, что система станет более разнообразной — и это неплохо, — сказал он.

Иван Лобанов отметил, что магистратура теперь будет «более практикоориентированной и направленной на научные инновации и исследовательские треки».

Говоря об аспирантуре, Игорь Реморенко предположил, что в нее можно будет поступить и после базового уровня, и после магистратуры. Но это может зависеть от отрасли и профиля обучения.

При этом все опрошенные ректоры призвали как студентов, так и преподавателей не волноваться. Так, Николай Кропачев выразил уверенность, что изменения точно не появятся в новом учебном году, так как «предстоит большая подготовительная работа».

Игорь Реморенко предположил, что переходный период займет не менее пяти лет. А ректор университета МИСиС Алевтина Черникова отметила, что любые изменения «предполагают как всесторонний анализ, так и апробацию принятых решений». При этом, по ее словам, переходного периода не требуется: задачи по подготовке специалистов сохранились, взаимодействие с профессиональным сообществом налажено.

Читать материал в источнике

Также по этой теме


Персоны



ХIХ Аспирантские чтения «Актуальные проблемы педагогических исследований»


05 марта 2024 г.


В апреле БГПУ им. М. Танка приглашает аспирантов принять участие в обсуждении актуальных проблем развития педагогической науки и практики

Ветераны МГПУ в Книге памяти Парка Патриот


05 марта 2024 г.


1 марта состоялась очередная поездка студентов и ветеранов в Парк Патриот. Цель ее — почтить память ветеранов Великой Отечественной войны — преподавателей и сотрудников МГПУ. Все данные на ветеранов были переданы музеем в интерактивную Книгу памяти