Top.Mail.Ru

Итоги вебинара ШОУ: как знакомить дошкольников с городом

23 ноября 2023 года Школа образовательной урбанистики (ШОУ) провела вебинар «Вот это твоя улица? Дошкольники осваивают город». На нем эксперты и практики рассказали о том, как устроена образовательная урбанистика для детей младшего возраста. Модератором мероприятия выступила ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Россинская.

В вебинаре приняли участие:

  • Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ;
  • Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ;
  • Анна Сорока, старший воспитатель МДОБУ «Детский сад комбинированного вида № 61» Медвежий стан, Мурино, Ленинградская область;
  • Елена Артамонова, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86 „Кораблик“», Великий Новгород;
  • Екатерина Титова, детский экскурсовод, Москва.

Первой выступила Екатерина Титова. Она поделилась особенностями проведения экскурсий для школьников. Так, например, эксперт рассказала о том, что во время экскурсий уделяет большое внимание интерактиву: играм, загадкам, ребусам, голосованиям и т. д. «Самая главная задача для меня — это чтобы дети получили и положительные эмоции, и знания», — пояснила Екатерина Титова.

Следующей выступила Анна Сорока. Она рассказала о том, как устроен процесс образовательной урбанистики в их детском саду.

«Как нам показалось (прим. — сотрудникам учреждения), педагог должен сам чувствовать себя горожанином, частью города, любить свой город. Уметь находить городские ресурсы, которые нацелены на удовлетворение потребностей ребят и их родителей. Понимать, какие образовательные задачи можно решить в ходе деятельности», — отметила воспитатель.

В частности, она рассказала о том, как обычная детская площадка может стать инструментом в руках воспитателей:

«На игровой площадке дети физически ощущают воздействие различных сил и, следовательно, приобретают опыт, исследуя то или иное приспособление. При каких условиях можно быстрее всего съехать с горки? А с каким партнером удобнее качаться на качеле-балансире? А какого цвета должно быть оборудование на детской площадке?».

В свою очередь, выступление Елены Артамоновы было посвящено тому, как ресурсы городской среды помогают дошкольникам учиться. Так, по ее словам, «в городе дети получают большое количество практики: они учатся наблюдать, они учатся общаться, что-то придумывать, проектировать, получать информацию…». В своей работе Елена Артамонова с ее коллегами использовали городские объекты, расположенные поблизости. К примеру, передвигаясь, от детского сада к поликлинике, воспитатели давали детям следующие задания:

  • собрать названия частей здания из слогов;
  • посчитать количество этажей, выходных дверей, ступеней, перил и всего, что можно посчитать;
  • сравнивать высоту и форму поликлиники с соседними зданиями и т. д.

«Дети с большим интересом включились в эту деятельность. Им очень нравится. Поскольку они являются полноправными участниками процесса», — подытожила воспитатель.

Завершила вебинар Татьяна Ле-ван. Она рассказала о методике исследования предпочтений и потребностей детей младшего возраста в отношении организации прогулочных пространств. «Мы задались вопросом как включать детей в соучаствующее проектирование? Они еще не умеют читать и писать, у них небольшой словарный запас… В результате мы придумали методику, основанную на картинках». Так, детям предлагалось оценить картинки по принципу «нравится — не нравится», а также высказать свое мнение о них.

Кроме того, эксперт напомнила о важных параметрах соучастного проектирования, в которые входит:

  • инклюзивность;
  • возможность для диалога и сотрудничества;
  • уважительное отношение;
  • поддержка инициативы;
  • регулярность;
  • интегрированность и согласованность;
  • ощутимые результаты соучастия;
  • неформальность и связанность с жизнью;
  • партнерская позиция.

Подробнее о том, как успешно практикуют образовательную урбанистику в детских садах и на экскурсиях, а также на что стоит обратить внимание при исследовании предпочтений дошкольников, смотрите в записи вебинара на YouTube-канале Лаборатории социокультурных образовательных практик.

Фото: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости