Микрорайон мечты для детей и подростков

Принято считать, что город — неподходящая среда для ребенка и за «настоящим детством» нужно ехать на дачу или на море. Но большую часть года взрослые с детьми проводят в городе, хотят они того или нет. Урбанисты и ученые МГПУ совместно с архитектурным бюро в исследовании «Дворы, переулки и весь мир: жилой микрорайон для детей и подростков», нашли формулу комфортной архитектуры районов.

Эксперты МГПУ рассказали «‎Вечерней Москве», что игровые зоны нужны не только тем, кто там играет — детские пространства эмоционально «утепляют» город, делают его более человечным, помогают взрослым воспитывать ребенка, а ребенку — гармонично взрослеть. Конечно, и сами, прежде всего, дети нуждаются в особой развивающей среде, которая учитывает их психофизические особенности, отмечает научный консультант авторского коллектива пособия, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Татьяна Ле-ван. По мнению эксперта, ребенку необходимо чувствовать себя сопричастным важному для него пространству. Можно сказать, что это является фундаментом эмоционального благополучия, когда маленький человек понимает, что у него в этом мире есть свое место: кроватка, комната, двор, и он сам решает, как ими пользоваться.

Дети хотят гулять одни, без надзора взрослых, и родители хотят, чтобы малыши росли самостоятельными, тут интересы совпадают. И благоустроенная территория, отсутствие рядом с игровой площадкой проезжей части является базовым, обязательным условием для создания комфортной среды. А еще дворы не должны быть одинаковыми, на смену однотипных качелей, лестниц, площадок, где негде уединиться и покататься на скейтборде, нужно создавать пространства для двигательной активности, игры, общения, контактов с природой, зоны для исследований и открытий.

На детских площадках важны не только доступ к природе и развлечения, но и цветовые решения, тематическая открытость.

«Какой образ ребенка лежит в основе среды, которую мы создаем? Действительно ли мы понимаем, что важно детям, или исходим из своих представлений о том, что им должно нравиться? — уточняет эксперт лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина. — Псевдодетская эстетика пространства с навязанной тематикой, яркими мультяшными персонажами, громкая, кричащая, не предполагает диалога с ребенком. За него уже все решено, все придумано. Но если мы видим перед собой чувствующего, думающего человека, у которого есть свое мнение, и нам оно важно — вырастает совсем другая среда. Пространство, с которым ребенок может активно взаимодействовать: менять его, привносить в него свои смыслы, быть в нем главным действующим лицом».

В качестве примера авторы исследования назвали Красногвардейские пруды в Москве, где в любое время года и суток, в плохую и хорошую погоду удобно гулять и играть. Сдержанная цветовая гамма умиротворяюще действует на ребенка, не перевозбуждая его. У малышей богатая фантазия, и архитектура игровых зон может его развивать — на площадке есть деревянные кубы, столбики, способные превращаться во что угодно во время игры. Крытые беседки обеспечивают место для настольных игр, перекуса. Дети, как и взрослые, устают от общества, поэтому на площадке есть одиночные гамаки, домики.

Не стоит забывать, что подростки — тоже дети, при этом мамы малышей прогоняют их с площадки, где они хотели бы покататься на троллее, посидеть на качелях, поболтать на скамейках. Авторы пособия предлагают зонирование — в одной части двора песочница и маленькие горки, в другой — веревочный парк и большие качели.

Идеальной площадкой для подростков эксперты назвали бульвар «Белые цветы» в Казани. Там комфортно в любую погоду, есть Wi-Fi, свет, возможность зарядить телефон. Большие площадки позволяют объединяться и для командных игр, и для наблюдения — около каждой есть небольшие зрительские трибуны. Зоны для подростков не пересекаются с детскими, но и не полностью изолированы. На бульваре есть батуты, скамейки, качели, шезлонги — каждый найдет, чем заняться. Фонтаны и освещение придают площадке атмосферность и фотогеничность.

Читать материал в источнике


Персоны



Образовательная модель «2+3»: что меняется в педагогических вузах?


30 сентября, 2022 г.


«РИА Новости» при экспертной поддержке МГПУ подготовили инфографику о том, чем отличаются разные модели обучения в вузах и почему иногда полезно отложить выбор специализации на несколько лет

Век столичной Санэпидемслужбе: выставка расскажет историю


30 сентября, 2022 г.


Леонид Денисов, ведущий научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, принял участие в подготовке выставки, посвященной 100-летнему юбилею государственной санитарно-эпидемиологической службы