Top.Mail.Ru

Победа в конкурсе и над самим собой

В образовательном центре «Сириус» (г.Сочи) завершился финал Профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты». Одним из победителей от Москвы стала Вера Лапина — студентка бакалавриата Института права и управления МГПУ. В этом году Вера заканчивает 5-й курс по направлению «Педагогическое образование (Право и Обществознание)».

Мы не теряли время зря и решили узнать самые интересные подробности конкурса из первых рук.

Добрый день, Вера.

Итак, давайте попробуем вместе ещё раз пережить весь путь от заявки до победы. С чего всё началось и насколько было сложно?

На самом деле, достаточно просто — я увидела на сайте МГПУ анонс и подумала, что было бы интересно принять участие, но почему-то откладывала регистрацию, пока не увидела, что анонс пропал с сайта. В этот момент я, конечно, огорчилась, осознав упущенную возможность и собственную неорганизованность. Тем не менее я решила ещё раз проверить сроки подачи заявки на официальном сайте конкурса и, к счастью, время ещё оставалось. Так я и приступила к регистрации. Кстати, это не так быстро, как кажется. Думаю, как раз на этом этапе начинается конкурсный отбор, потому что часть ребят не доходят до конца регистрации и как результат не участвуют в мероприятии.

Интересная мысль, никогда об этом не задумывалась.
Итак, первый шаг на пути к победе сделан — заявка на участие отправлена, оставалось только дождаться подтверждения от организаторов. Мы постепенно приближаемся к самому интересному — как же проходил конкурс?

Конкурс состоял из трёх основных этапов:

  • Отборочный тур;
  • Полуфинал;
  • Финал.

Отборочный тур был в форме дистанционного тестирования. На этом этапе каждый участник должен был решить три блока тематических заданий:

  • Оценка функциональной грамотности;
  • Общекультурный тест;
  • Предметное тестирование (мы выбирали предмет своей специализации).

Те, кто успешно прошёл дистанционный этап, были приглашены на очный Полуфинал в городе Ярославле.

Вы ожидали, что попадёте в полуфинал?

От нашего университета прошло 15 ребят и это было очень неожиданно для всех нас. Думаю, в глубине души, каждый надеялся на победу, но все мы прекрасно понимали, что конкуренция намечается достаточно сильная.

Несмотря ни на что, вы с блеском прошли этот этап и впереди вас ожидала не только поездка в другой город, но и очная встреча с соперниками. Как вы готовились к полуфиналу?

Перед поездкой нам предстояло встретиться с методистами от нашего университета для того, чтобы хоть как-то подготовиться к полуфиналу. Конечно, на тот момент никто не знал, какие задания ждут нас в этом году. Для разминки методисты предложили нам решить педагогические кейсы и логические тесты. Уклон был сделан на то, что кейс может не иметь единственного правильного ответа, поэтому важна аргументация нашего выбора/решения.

Интересно, а что же на самом деле подготовили для вас организаторы конкурса в этом году?

Полуфинал проходил в течение трёх дней. Программа была очень содержательной: нам предстояло решать тематические задания и кейсы, а также мы участвовали в обучающих мероприятиях и лекциях с приглашёнными экспертами. Особенно запомнилось выступление представителя Яндекса — Дмитрия Растворова — директора по продвижению образовательных инициатив в органах власти.

Нас заранее разделили на группы в зависимости от цвета наклейки на бейджах. Участники одной группы были подобраны таким образом, чтобы мы работали с разными и порой совершенно незнакомыми нам людьми. Поэтому для каждого участника было выделено определённое место за одним из круглых столов.

В каждый из трёх дней группам предлагалось решить по одному заданию. Каждой группе необходимо было предложить вариант решения проблемы, придумать и подобрать аргументы для защиты своей точки зрения. После чего мы презентовали идеи экспертной комиссии и другим участникам. Самое интересное, что кейсы не всегда предусматривали точное решение или один правильный ответ.

Но если правильного ответа нет, по каким критериям жюри оценивало представленные решения?

Отличный вопрос! Именно он и беспокоил нас весь конкурс. Дело в том, что никто из нас не знал критериев оценки. Думаю, на этом этапе, жюри оценивало как личные профессиональные качества каждого участника, так и умение работать в команде.

Ведь хороший педагог должен не просто превосходно знать свой предмет, но и обладать «мягкими навыками».

Полностью согласна. Но меня беспокоит один важный вопрос. Как организаторам удалось оценить личные качества каждого? Участники сидят за круглым столом, бурно обсуждают задание… Неужели организаторы запомнили всех ребят по имени?

Конечно, нет. Процесс был организован так: около стола стоял эксперт, который следил за ходом обсуждения. Нас попросили повернуть бейджики на спину, так, чтобы фамилия каждого участника была хорошо видна наблюдателю. Так и работали, а эксперты имели возможность видеть нашу работу в процессе и вносить пометки в записи.

Очень интересный лайфхак.

Безусловно, полуфинал получился насыщенным, но самое интересное, наверняка было в финале?

Да, конечно. Финал приготовил для нас новые испытания и сюрпризы. От нашего университета 9 студентов успешно прошли полуфинал и готовились к заключительному этапу, который проходил в Сириусе (г. Сочи).

Я прилетела за день до начала мероприятия, чтобы успеть спокойно подготовиться и в качестве приятного бонуса, посмотреть город. Утром нас ждала торжественная Церемония открытия.

Нам предстояло провести четыре насыщенных дня в Сочи и выполнить в команде 3 конкурсных задания:

  1. В соответствии с полученной педагогической теорией предложить вариант её адаптации и внедрения в «Школе будущего»;
  2. Разработать и провести воспитательное мероприятие для учеников лицея «Сириус»;
  3. Создать образовательное событие, и наполнить его содержанием под определённые цели и задачи.

Как и в полуфинале, групповая работа была организована так, чтобы мы работали с разными финалистами со всей страны. В этот раз задания были похожи на задания полуфинала, только в финале оценивался ещё и итоговый продукт работы команды. Программа была очень насыщенной. Конкурсные испытания могли начаться часов в 9 утра и длиться до позднего вечера.

Сложно было?

Наверное, самое сложное заключалось в том, что участники не знали заранее, по какому принципу будет проводиться оценка. Мы понимали: оцениваются как личные качества, так и групповая работа, но какие именно утверждены критерии и на что следует обратить внимание, было понять достаточно сложно. Поэтому каждый старался сделать всё, от его зависящее.

Какой совет вы могли бы дать ребятам, которые планируют участвовать в конкурсе в следующем году, но пока сомневаются?

Ну я рассуждаю так: если ты где-то участвуешь, что-то делаешь, то ты либо получишь положительный результат, либо нет. Одно из двух — «да» или «нет». Но если ничего не делать, точно «нет» — результата никакого не будет. Поэтому попробовать обязательно стоит! Совершенно неважно, получится победить, или нет — главное, не отказываться от самой возможности, боясь что-то упустить или потерять. Нужно просто сделать первый шаг и посмотреть, что получится.

Какими наиболее важными качествами, на ваш взгляд, должен обладать студент для участия в конкурсе «Учитель будущего. Студенты»?

В жизни мне всегда помогает целеустремлённость, умение довести дело до конца. На конкурсе я просто применяла те самые soft skills, активно работала в группе, использовала время испытаний, как возможность попробовать новое, познакомиться с интересными людьми, обменяться идеями.

Но, наверняка были моменты переживаний, страха или сомнений? Если это так, то что помогло вам побороть страх или неуверенность в своих силах?

Да, конечно. Всем бывает страшно. Особенно если начинаешь думать об этом.

В этот момент важно помнить, что не нужно сравнивать себя с другими. Нужно попробовать. Стараться использовать любой шанс, который предоставляет нам жизнь и каждый день становиться лучшей версией себя.

Кстати, перед победителями открываются серьёзные профессиональные перспективы. Какие планы у Вас?

Да, действительно, финалисты конкурса могут пройти образовательные стажировки во Всероссийских детских центрах («Артек», «Океан», «Орлёнок», «Смена»), а также стать кураторами в Образовательном центре «Сириус» и принять участие в образовательных мероприятиях на базе Мастерской управления «Сенеж» — АНО «Россия — страна возможностей».

После бакалавриата я планирую поступить в магистратуру. Пока не знаю, на какую программу, но в ближайшее время сделаю итоговый выбор. Параллельно планирую устроиться в школу и начать работать по специальности.

Слышала, что вы изучаете английский и китайский языки и делаете большие успехи. Планируете ли вы применять эти знания и навыки в профессиональной деятельности?

Да, конечно. Помимо основных предметов моей текущей специализации, «Право» и «Обществознание», я серьёзно думала о преподавании Английского языка.

Безусловно, знание языка открывает многие двери. Можно поехать на стажировку, пройти обучение за рубежом, устроиться в международную компанию. Думаю, как только эпидемиологическая обстановка в мире станет лучше, обязательно постараюсь узнать об этом больше.

Кем вы видите себя через 5−10 лет?

Сложный вопрос, так как я пока даже с магистерской программой не определилась. Меня интересует сфера неформального образования. Было бы неплохо попробовать себя в международном образовательном проекте или организации близкого профиля. После окончания магистратуры и небольшого опыта работы, думаю я смогу более точно определить направление своей деятельности.

Почему при выборе университета вы отдали предпочтение МГПУ?

После выпуска из школы возник вопрос, куда поступать. Так как чёткой образовательной траектории у меня не было, выбор был сделан в пользу педагогических вузов. Почему МГПУ? На самом деле причин несколько. Прежде всего, именно в этом университете есть программы для педагогов с двумя профилями подготовки. Получается после окончания бакалавриата я смогу работать и учителем Права, и учителем Обществознания. Изначально планировала поступать в ИИЯ, но документы подала в ИПиУ, так как помимо английского мне также нравилось и обществознание. К тому же я сдавала ЕГЭ по истории, что позволило мне поступить на ту программу, которую я завершаю сейчас. А также я обращала внимание на территориальное расположение, оснащённость корпусов и дополнительные возможности.

Ну и тогда последний вопрос. Чем вам нравится заниматься в свободное от учёбы время?

На самом деле, сложно разделить учёбу и досуг, потому что в МГПУ можно открыть для себя очень много интересных способов провести время с пользой. Например, мы с ребятами регулярно участвуем в проектах «Школа права» и «Право знать», в рамках которых мы выезжаем в школы Москвы и проводим правовые уроки для школьников. Здесь как раз очень удачно получается совместить педагогику и юриспруденцию.

При проведении квестов ребятам предлагается ситуация и возможность пообщаться с разными участниками (в лице студентов), вовлечёнными в рассматриваемое дело (адвокат, обвиняемый, родители несовершеннолетнего, обвинитель, представитель религиозной организации и многие другие). После посещения всех 4-х станций ребята находят решение проблемной ситуации на основе полученных сведений. В команде ребята стараются найти ответ на поставленный вопрос, и применяют полученные знания о законе и праве на практике.

Свободное время я уделяю семье, встречаюсь с друзьями, гуляю, смотрю фильмы или сериалы.

Большое спасибо за интервью!
От лица университета поздравляем Вас с победой и желаем дальнейших профессиональных успехов и новых свершений!



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования