9 декабря 2025 года лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провела онлайн-семинар «Университетский музей: для кого и для чего?». Исследовательская группа представила результаты изучения современных практик включения университетских музеев в образовательный процесс и предложила модель, которая позволит по-новому использовать ресурсы университетского музея в образовании и научных исследованиях.
В семинаре приняли участие более 45 человек. Среди них — проректоры, директора, заведующие и хранители музеев, преподаватели университетов и колледжей, а также другие специалисты из более чем 17 регионов России, включая Приморский край, Томскую и Пермскую области, Уральский и Приволжский федеральные округа и др. В обсуждение активно включились представители Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Воронежского государственного университета.
Программа семинара включала тематические выступления исследователей лаборатории:
- Ксения Киктева, старший научный сотрудник, представила критерии формирования выборки и географию исследования.
- Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник, осветила основные направления образовательной деятельности университетских музеев и подходы к её организации.
- Любовь Борусяк, ведущий научный сотрудник, представила результаты анализа интервью с сотрудниками музеев, выделив ключевые препятствия и возможности развития их образовательной функции.
- Екатерина Асонова, заведующая лабораторией, представила модель музейно-библиотечного пространства как среды для совместного исследования, а также рассказала о её потенциале для университетских музеев.
Участники обсудили вопросы выбора целевых аудиторий, соотношение образовательной и просветительской задач музея. Особый интерес вызвал опыт Археологического музея Воронежского государственного университета: его сотрудники рассказали о негласном, но оригинальном решении этой проблемы. Живой отклик также вызвала проблема нормативного регулирования и статуса университетских музеев, в связи с которой возникает множество затруднений как для исследователей, так и для студентов и преподавателей.
По итогам семинара участники выразили заинтересованность в дальнейшем развитии исследования, расширении интервьюирования преподавателей и руководства университетов, а также в разработке методических материалов по работе с целевыми аудиториями университетских музеев. Кроме того, поступил запрос на организацию курсов повышения квалификации для преподавателей.
Семинар стал важной частью исследования, поскольку позволил получить обратную связь по представленным данным, зафиксировать интерес к его результатам и готовность к более глубокому знакомству с ними. Он также подтвердил наличие выявленных проблем и актуальность создания профессионального музейного сообщества, сосредоточенного на более узких вопросах работы со студентами и преподавателями в специфике музея образовательной организации.
Видеозапись семинара доступна по ссылке.
Фото: Freepik