В честь Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, 2 апреля 2025 года, в рамках Дней науки МГПУ на круглом столе «Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития и их родителей», организованном преподавателями департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцентом Валявко Светланой Михайловной и старшим преподавателем Ананьевой Еленой Владимировной, была выделена специальная рубрика, посвященная изучению, диагностике, психолого-педагогическому сопровождению и коррекции детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). В мероприятии приняли участие 35 человек. В качестве докладчиков были не только преподаватели и магистры департамента, но и приглашенные спикеры из дружественных организаций, ведущие специалисты в вопросах сопровождения семей, воспитывающих детей и подростков с РАС.
Первый доклад представили Иванов Михаил Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела психиатрии раннего детского возраста Института детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» и заведующий кафедрой детской и подростковой клинической психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», и Куликов Антон Владиславович — кандидат медицинских наук, заведующий отделом психиатрии раннего детского возраста Института детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья». Их выступление уже стало традицией на днях науки МГПУ. В этот раз спикеры выбрали в качестве темы доклада «Аутистические расстройства в детстве: исторический и современный аспект проблемы». Коллеги поделились богатейшим списком зарубежных статей, в которых отражено признание вклада в исследование аутизма Груни Ефимовны Сухаревой задолго до того, как подобные синдромы описали Лео Каннер и Ганс Аспергер, которые не упоминали ее в своих работах, несмотря на то, что они были изданы в европейских журналах на немецком языке еще в 1926 году. Погружение в исторических экскурс с новыми деталями было весьма познавательно для молодых ученых, еще готовящихся написать свои первые научные диссертации.
Вызвал большой интерес доклад Баз Людмилы Леонардовны, кандидата психологических наук, доцент, доцент кафедры детской и подростковой клинической психологии НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа и Калининой Марины Анатольевны, кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника отдела психиатрии раннего детского возраста Института детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» на тему: «Возможности и проблемы обучения интеллектуально сохранных детей с РАС в общеобразовательной школе», в котором были проиллюстрированы различные особенности поведения детей и подростков с РАС в школе и были даны практические рекомендации по их коррекции.Также доброй традицией стали выступления магистров программы «Методы и техники клинической психологии», в этот раз Виктор Тетюшкин, Юлия Трач, Евгения Рябинина и Мария Романова сделали доклады на актуальные темы медико-психолого-педагогического сопровождения как детей с нарушениями развития, так и их родителей.
Все доклады на круглом столе вызвали интерес участников, спикерам задавали интересные вопросы. Организаторы и участники круглого стола отметили, что мероприятие в формате открытого обсуждения среди коллег и молодых специалистов способствовали более глубокому пониманию научных проблем и формированию перспектив планирования и реализации новых научных исследований.


