C 5 по 7 ноября на базе МГПУ прошел Всероссийский научно-практический форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде». Организаторы мероприятия — Департамент образования и науки города Москвы, Московский городской педагогический университет, Городской психолого-педагогический центр. Форум прошел под эгидой аппарата Национального антитеррористического комитета.
Интерес к форуму проявили более 116 тысяч специалистов органов управления образованием и молодежной политикой регионального и муниципального уровня, руководящего и педагогического состава подведомственных образовательных организаций. При этом в режиме реального времени в гибридном мероприятии приняли участие более 60 тысяч человек.
На пленарной части форума первый заместитель начальника управления аппарата НАК Михаил Качалин обозначил основные направления работы по совершенствованию деятельности по противодействию идеологии терроризма среди обучающейся молодежи в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 — 2028 годы. Заместитель начальника управления Главного управления противодействия экстремизму МВД России Юрий Денисенко рассказал о способах вовлечения несовершеннолетних в террористическую деятельность, для учета в профилактической работе. Заместитель директора департамента Минпросвещения России Дмитрий Сенников поделился опытом воспитания устойчивости к идеям терроризма. Представитель Росмолодежи Денис Аширов проинформировал о результатах грантовой поддержки Агентством антитеррористических проектов. Советник генерального директора Фонда президентских гранатов Владимир Татаринов объяснил, как некоммерческие организации могут подключиться к работе по противодействию идеологии терроризма и получить поддержку.
После пленарной части эксперты приняли участие в круглых столах «Воспитание и правовое просвещение как инструменты профилактики совершения обучающимися диверсионно-террористических актов», «Организация индивидуальной профилактики с обучающимися, подверженными воздействию идеологии терроризма или подпавшими под ее влияние» и учебно-методической секции «Актуальные вопросы деятельности органов управления образованием и региональных институтов развития образования по направлению противодействия идеологии терроризма».Третий день мероприятия был целиком посвящен образовательному модулю.
В рамках форума сотрудники института психологии и комплексной реабилитации под руководством директора института Елены Ушаковой подготовили обучающие модули с демонстрацией учебных фильмов, раскрывающих методики наполнения воспитательных мероприятий антитеррористическим содержанием и психолого-педагогические особенности организации тренировок и учений по действиям при угрозе либо совершении террористических актов.
В разработке и реализации модулей приняли участие начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности ИПКР, доцент Лариса Овчаренко, и к.пс.н., доцент и старший преподаватель департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности Татьяна Морозова, которые объединили свои знания и опыт для разработки современных и практико-ориентированных программ обучения.
- Образовательный модуль «Методические и психолого-педагогические аспекты проведения антитеррористических мероприятий с обучающимися разных возрастных групп» содержит материалы об основных психолого-педагогических аспектах проведения антитеррористических мероприятий с обучающимися разных возрастных групп. В рамках модуля дано описание основных психологических реакций на стрессовые ситуации и механики их учета в ситуации совладания с условиями экстремальности. Спикерами приведены примерные конструкции речевых модулей, которые можно использовать при проведении антитеррористических мероприятий.
- Образовательный модуль «Педагогические и психологические особенности антитеррористических тренировок и учений с обучающимися и педагогами» включает в себя материалы, раскрывающие психолого-педагогические особенности проведения тренировок и учений с обучающимися. Спикеры обсуждают важность позиции педагога в проведении подобных мероприятий, необходимость учета мотивации к участию в учениях взрослых и детей. Специалисты по безопасности раскрывают специфику и важность организации учений и тренировок.
В рамках круглых столов и учебно-методической секции рассмотрены лучшие практики общей и индивидуальной профилактики, правового просвещения учащихся и студентов, а также способы повышения эффективности деятельности органов управления образованием и программ повышения квалификации по профилактике терроризма.
Доступ к образовательному модулю будет открыт на сайте форума до 22 декабря. Участники, успешно справившиеся с тестированием, получат электронные сертификаты.
Фото: МГПУ







