Top.Mail.Ru

Возрастные нормы речевого развития

Речь является чрезвычайно важным аспектом в развитии ребенка. Поэтому родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора обращаться за помощью к специалисту.
Попробуем разобраться, какие же нарушения речи и в каком возрасте требуют помощи и коррекции, а в каких случаях можно подождать и дать ребенку возможность исправить речь самому.
В норме у здорового ребенка в 1,5−2 месяца появляется гуление (произнесение гласных).
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма- ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Это период появления лепета.
К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби).
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1100 слов.
К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»).
Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими, часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их.
Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.
В возрасте 5 лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, но условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.


Не стало Абушкина Бориса Михайловича


15 декабря 2025 г.


14 декабря 2025 года коллектив МГПУ понес невосполнимую утрату — на 79-м году жизни скоропостижно скончался Борис Михайлович Абушкин (05.10.1947 – 14.12.2025), проработавший в университете с его основания

Студентам МГПУ рассказали о перспективах трудоустройства в СПО


15 декабря 2025 г.


На встрече с Московским центром развития профессионального образования и столичными колледжами студентам МГПУ рассказали о жизни и деятельности своих образовательных организаций, ключевых трендах развития СПО и системе наставничества