Top.Mail.Ru

Татьяна Апостолова: «Историю пересказывали не раз — это ее судьба»

Как преподавать историю в школе? Кандидат исторических наук и руководитель Центра публичной истории Московского городского педагогического университета Татьяна Апостолова рассказала «Вестям образования», как меняются преподавание истории в последние годы, можно ли говорить о прошлом объективно и как популяризировать исторические знания в обществе.

— Татьяна Михайловна, как вы считаете, можно ли объективно преподавать историю?
— Я думаю, главный маркер объективности истории — это факты. Вот факт есть — это уже объективная реальность. Поэтому — можно. Если вы имеете в виду политизацию истории, то ничего особенного я в этом не вижу. Историю пересказывали не раз — это ее судьба. Тут ничего не поделаешь. Мы пытаемся сегодня объяснить происходящее какими-то аналогиями из прошлого, и это нормально. Владимир Мономах переписывал, Романовы переписывали, большевики… Факты от этого не меняются. Меняются лишь их интерпретации.
— С какими этическими проблемами сталкиваются учителя истории?
— Мне кажется, близка к этической проблема неприятия чужого мнения или неумения найти баланс между мнением своим и мнением чужим. Такая упертость, что ли, или возможно, недостаток профессионализма. Профессия учителя может быть связана с ощущением некой власти над умами детей. Иногда мне студенты говорят, что в том числе из-за этого и пришли в педагогический вуз. Чувствуя себя властителем дум, преподаватель вольно или невольно может пытаться что-то навязывать. Тогда это становиться проблемой.
— А если у учащегося другая точка зрения насчет каких-то событий? Например, в семье придерживаются альтернативной истории?

— Преподавателю надо принять наличие другой точки зрения и дать ребенку высказаться — иначе ученик никогда не научится думать. В семье действительно могут обсуждать ту или иную тему, в том числе, историческую. Нужно мягко объяснить свою позицию и что-то попытаться противопоставить альтернативной точке зрения. Главное — не работать в стиле «сам дурак».

Если вдруг не хватает знаний или аргументов, ничего зазорного нет в том, чтобы подкрепить свою позицию мнением уважаемого эксперта. Есть много умных и профессиональных людей, на чье мнение или позицию мы можем опереться. Я тоже сталкивалась в своей практике с такими сюжетами.

Например, особенно тяжело бывает объяснять сталинскую политику, ее суть, события. Взвешенно, без эмоций. Однажды после такого занятия ко мне подошла студентка и сказала, что в первый раз спокойно выслушала эту тему, потому что у нее в семье были репрессированные и этот раздел истории ранее воспринимался ею болезненно.

— Как развивать критическое мышление на уроках истории?
— Как правило, его формирование идет от накопления информации. Когда мы много читаем, смотрим фильмы и передачи, у нас возникает потребность обсуждать все это. При обмене мнениями и формируется критическое мышление, возникает некий консенсус и обновление знания. Поэтому надо просто предлагать темы, о которых ученикам захочется больше узнать.
— Как меняется подходы в преподавании истории в школе?
— Эти подходы сейчас в стадии осмысления. Преобразовать содержание исторического образования очень сложно. Причем, во все времена. Это медленный процесс. Мне кажется, наиболее заметные изменения сегодня происходят в технологиях и методиках: сейчас у нас видео контент, игры, реконструкции, много интересных пособий, МЭШ работает. А содержание пока достаточно традиционно. Как и все, что связано с ментальностью, быстро меняться оно не может. Профессиональное сообщество этим озабочено, и это уже вселяет осторожный оптимизм.
— А в педагогическом вузе?
— У нас тоже методики и технологии меняются семимильными шагами. Мы и WorldSkills осваиваем, и олимпиады «Я профессионал», и МЭШ. Чего только нет. В содержательной части, опять же, все происходит не так быстро. Мне как преподавателю исторических дисциплин хотелось бы увеличить количество часов именно на историю. Ведь ключевой момент в качественном преподавании этого предмета — его глубокое знание.
— На уроках истории традиционно много зубрежки. Есть ли более творческий подход?

— Я не согласна, что история — это зубрежка. Это творческий предмет, очень интересный, если самим проявить творческий подход, а не начетничество. Если нужно сдать ЕГЭ, безусловно надо выучить факты, события, персоналии. Может быть, местами даже немного позубрить. И это не задача школы. Кроме того, ЕГЭ по истории сдают 20−25 процентов школьников. А для всех остальных формат обучения зависит от подхода учителя. Если повезло с педагогом, творчества будет хоть отбавляй. И дискуссии, и эссе, и фильмы, и художественные произведения — все, что хотите. Не забывайте про олимпиады и конкурсы.

Например, мы в Московском городском педагогическом университете уже три года пробуем новый формат: проводим Всероссийский исторический кроссворд. Такая форма интеллектуального досуга. И на эту инициативу откликнулось уже около 40 регионов нашей страны. Интересно, познавательно, неформально.

Есть, наверное, школы, которые страдают формализмом. Но сейчас это уже неуместно, не модно и никому не нужно. Очень много всего есть и за пределами школы, что позволяет проявить творчество.

— Современные школьники хорошо ориентируются в истории страны?
— Во все времена в истории, главным образом, ориентируются те, кому это интересно. Они и Ивана III с Иваном IV не путают, и даже всех Александров различают. Они не считают военную историю скучной. Для них история — это не только эпохальные события из жизни всей страны, но история и культура повседневной жизни простых людей. Еще ориентируются прагматичные, кому это зачем-то нужно. Например, экзамен сдать. Ну и кого-то история, так же как физика, химия, не интересует. Они могут не так хорошо знать предмет. И ничего страшного в этом нет. Но можно попробовать таких учеников привлечь к историческому знанию. Если учитель заинтересованный, творческий, то даже дети, которые слабо учатся, будут хотя бы тихо сидеть и понемногу слушать. Потому что интересно. Так всегда было. Когда я училась в школе, далеко не все у нас были знатоками истории.
— Нужно ли привлекать учеников к поисково-исследовательской работе? И как это делать?

— На мой взгляд, к поисково-исследовательской работе у человека должны быть интерес и способности. Ведь не все же пишут диссертации и ездят на археологические раскопки. И то, что мне как кандидату исторических наук интересно, школьнику не обязательно будет интересно. Точно нельзя заставлять.

Можно попробовать вовлечь ученика близкими и понятными темами. Например, историей родного края или семьи. И на этом доступном и понятном ребенку примере показать, как строится исследовательская работа.

Если удастся вовлечь — замечательно, можно дальше расширять горизонты до настоящего научного поиска. А если нет, ничего страшного. Значит, ребенок займется чем-нибудь другим.

— Что будут обсуждать в центре публичной истории МГПУ?
— Мы существуем всего полгода и сейчас выстраиваем свою повестку. Есть два серьезных сюжета. Первый — помогать учителям разбираться в сложных вопросах исторического знания и предметного преподавания, для чего планируем интересоваться их запросами и проблемами. Собственно, для педагогического вуза это органично. Второй — пробуждать интерес к истории у обычных людей, у горожан. Один из важнейших для нас вопросов — форматы. Потому что, например, московские жители уже перенасыщены информацией и всякими лекториями. Интересно что-то вроде Исторического кроссворда, про который я говорила выше. Такой интеллектуальный досуг многим нравится. Мы за три года получили множество отзывов и в этом году тоже будем его проводить. Но необходимо искать и придумывать новое.
— Зачем нужно популяризировать исторические знания?
— Все, что вызывает живой интерес, желание открыть книгу, куда-то съездить, послушать хорошего экскурсовода, посмотреть хороший фильм, — это все развивает. Поэтому нужно популяризовать все, что созидательно и интересно. И физику, и химию, и тем более историю. Кроме того, история влияет на мировоззрение человека, помогает ему определить себя в окружающей действительности. Ее значение и ценность не подлежат сомнению.

Персоны



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе