Top.Mail.Ru

Модель экологического воспитания: от обсуждений к реализации

В конце декабря 2024 года сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели серию мероприятий в рамках реализации проекта «Разработка и апробация модели экологического воспитания для воспитанников и обучающихся как механизма формирования экологической культуры».

17 декабря в онлайн-формате прошел аналитический семинар, на котором ученые вместе с директорами и педагогами столичных школ обсудили проект разработанного модуля. Участие в семинаре приняли:

  • сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Елена Иванова, Елизавета Маякова, Екатерина Барсукова, Александра Янгуразова, Анна Тер-Григорян,
  • Роман Устюгов, директор ГБОУ «„Школа № 1503“»;
  • Алексей Пономарев, директор ГБОУ «Школа № 1415 „Останкино“»;
  • Полина Честякова, директор ГБОУ «Школа № 315»
  • Артем Васильев, директор ГБОУ «Школа № 760 имени А.П. Маресьева»,
  • Елизавета Разгуляева, советник директора по воспитанию «Школа № 760 имени А.П. Маресьева»,
  • Алена Войтик, педагог-организатор «Школа № 760 имени А.П. Маресьева».

Участники семинара сформулировали ряд рекомендаций и дополнений для разработанного модуля:

  1. В модуль программы следует добавить раздел про туристическую деятельность.
  2. Следует обратить внимание на волонтерскую деятельность, включающую в том числе симбиоз обучающихся и жителей района, где находится школа, когда совместно убирается прибрежная или лесная территории.
  3. Следует рассмотреть возможность внесения дополнительных пунктов / часов за волонтерскую деятельность экологической направленности в Книжку волонтера, чтобы мотивировать обучающихся старших классов более активно включаться в эту повестку.
  4. Важно подключить Эко-центры Москвы в систему Департамента образования и науки г. Москвы, таким образом легитимизировать посещение экоцентров школьниками.
  5. Основная трудность в организации и проведении мероприятий по экологическому воспитанию — большая загруженность и низкая мотивированность детей.

24 декабря прошло второе мероприятие — круглый стол по теме «Разработка модуля программы воспитания как механизма формирования экологической культуры». Помимо сотрудников лаборатории образовательных инфраструктур, в нем участвовали:

  • Дмитрий Ермаков, профессор РУДН им. П. Лумумбы, доктор педагогических наук;
  • Алексей Крылов, заместитель декана географического факультета ВШЭ, кандидат педагогических наук;
  • Ирина Таранец, старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук;
  • Виталий Карагашкин, заместитель руководителя методического центра Департамента образовательной деятельности «Курчатовского института»;
  • Екатерина Колесова, начальник экоцентра «Воробьёвы горы» ГПБУ «Государственный природоохранный центр», кандидат педагогических наук;
  • Татьяна Резанова, заведующая кафедрой экологии АПО, руководитель проекта «Курсы повышения квалификации».

В ходе обсуждения участники определили структуру модуля программы воспитания, включающую этапы формирования экологической культуры, подходы и форматы воспитательной работы. Выделили ключевые темы для всех возрастных групп, включая урбанистику, формирование экопривычек и раздельный сбор отходов. Разработали рекомендации по организации экологических мероприятий и формированию устойчивой системы взаимодействия с партнерами.
Фото: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»