Top.Mail.Ru

Что нужно знать педагогу о школьном театре

9 ноября 2023 года в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» открылся пилотный проект «Школьный театр. Тьютор-центр». Он стал настоящей консультационной площадкой, адресованной советникам директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Проект был организован при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и Министерства образования региона, в сотрудничестве с координаторами Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Новосибирской области.

Основным спикером первой встречи, ведущим семинаров и мастер-классов стала Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Участниками интенсива были представители школ Новосибирска, Новосибирского, Колыванского, Куйбышевского, Искитимского районов, городов Оби и Бердска. Александра Борисовна представила результаты исследований лаборатории в области школьного театра. Она также познакомила слушателей с выявленными запросами детей, родителей и учителей к этому образовательному институту и с тремя моделями успешных школьных театров. Кроме того, эксперт рассказала участникам встречи о структуре блога «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей» и провела практикум по использованию этого ресурса.

Советники по воспитательной работе участвовали в 4-х часовом тренинге по применению театральных практик в исследовательском образовательном процессе. А затем все участники встречи посетили спектакль «Ревизор» в театре «Глобус» и приняли участие в обсуждении спектакля по методике к. п. н. А. П. Ершовой «Шапка вопросов». В процессе обсуждения, которое вела Александра Никитина, участники обнаружили глубокое интуитивное понимание сценических метафор и одновременно тревогу по поводу необходимости разгадывать и осмыслять художественную ткань спектакля.

Часть из них признавалась: «Нам казалось, что мы все знаем про театр, и тем более про школьный театр. А оказалось, мы не знаем практически ничего!». Для многих было полной неожиданностью, что спектакль — это авторское высказывание творческой группы, а не иллюстрация к тексту, что театр всегда современное искусство, отвечающее на вызовы настоящего времени, что искусство призвано будить познавательную активность и ставить вопросы, а не предлагать зрителю удобно упакованные жизненные рецепты.

Обсуждая спектакль по ставшей классической образовательной методике А. П. Ершовой, участники сами сформулировали некоторые глубинные элементы замысла. Они говорили о том, что если для Гоголя главным положительным героем был смех, то для авторов спектакля — зеркало. Почему? Потому что природа смеха в современной культуре во многом обесценена, смех больше не останавливает автоматизма восприятия действительности. А вот несколько раз зафиксированное зеркало, на которое «неча пенять, коли рожа крива», заставляет сфокусироваться на сути и нелепости происходящего. Говорили о том, что создатели спектакля подчеркнули общность «города N» со средневековым образом Корабля Дураков. Подмечали много других интересных метафорических решений. Но в конце концов возвращались к изначальной тревоге: «Когда я иду со школьниками на спектакль, то надеюсь увидеть классическую постановку».

И тут завязался очень содержательный разговор о том, что такое «классическая постановка»:

  • Первая премьера на сцене Александринского театра 19 апреля (4 мая) 1836 года?
  • Премьера 25 мая того же года на сцене Малого театра со Щепкиным в роли Городничего?
  • Художественный фильм режиссера Владимира Петрова 1952 года?
  • Постановка Валентина Плучека в театре Сатиры 1972 года?

Одна из озадаченных участниц нашла такой ответ: «По крайней мере, это букли и кринолины». И тогда участники семинара стали обсуждать вопрос о том, когда на сценических подмостках утвердился реализм и исторический подход, и были очень удивлены, что такого не было ни в античном театре, ни в классическом периоде французского театра, и что такая эстетика пришла в театр только в период зрелого творчества А. Н. Островского.

Участники семинара приняли решение, что необходимо встречаться в театре «Глобус» не только во время трех запланированных интенсивов, но и как можно чаще между ними: смотреть и обсуждать спектакли, посетить экскурсию по театру, познакомиться с работой художников, побеседовать с режиссерами и актерами об особенностях театральных профессий и театрального искусства. Для всех участников встреча оказалась чрезвычайно плодотворной и продвигающей.

Фото: Freepik



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования