Top.Mail.Ru

ECCE-2020 глазами сотрудников лаборатории развития ребенка

С 10 по 12 декабря 2020 года сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ приняли участие в X международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE-2020). И кто, как не они сами, наилучшим образом расскажут о том, как прошло мероприятие. Своими впечатлениями они поделились на личных страницах в Facebook.

Итоги научной секции «Что такое обучение в детском саду? Шведский стандарт дошкольного образования», прошедшей 11 декабря, представила Ольга Шиян:

«Шведские коллеги (и дорогие друзья, мы много лет сотрудничаем) представляли книгу „Обучение в детском саду“, которая была написана в связи с принятием нового дошкольного стандарта Швеции. … С самого начала Соня Шеридан и Пия Вильямс сказали, что во главе угла — представления о качестве образования: качество = ориентация на детский интерес, на планирование с детьми, на поддержку инициативы. И делать больший акцент на обучение надо именно в русле демократичного образования. А этот самый больший акцент на обучение означает большую рефлексивность и осознанность действий педагога: понимание развивающих задач позволяет действовать и целенаправленно, и гибко. Отдельное спасибо Йонне Ларссон за иллюстрацию такого обучения — чтобы уже ни у кого не оставалось иллюзий, что шведские коллеги призывают обучать детей за партами. Она привела пример того, как дети могут получать естественно-научные знания: воспитатель, увидев, что дети заинтересовались маракасами, лежащими в группе для любителей спонтанно помузицировать, затеяла с детьми разговор о вибрации, что и вылилось в небольшое исследование о том, как рождается звук. Дивный пример: мир для ребенка не разделен на перегородки „музыка“, „наукa“, „литература“. Детский интерес может стать указателем и направить в ту „кроличью нору“, откуда можно выйти к самым неожиданным материям. Если, конечно, взрослый понимает, что такое детское развитие и в чем возможности возраста. … Так что все очень актуально для нас: дошкольное образование — настолько новая песня для человечества, что проблема эта не знает национальных границ, и тут очень важны единомышленники. Границы не имеют значения».

В этот же день состоялся симпозиум «Игровая деятельность в дошкольном возрасте», модераторами которого стали Игорь Шиян и Анна Якшина. Вот что рассказала о мероприятии Анна Николаевна:

«Мы задумали эту секцию как место встречи исследователей и практиков из разных стран, которых объединяет культурно-историческое понимание игры. Элли Сингер представила результаты исследования игры и соучаствующего обучения детей в сельских детских центрах. … Дориан Де Хаан поделилась результатами исследования метакоммуникации в игре. … Ирина Рябкова сделала доклад о понимании игры в культурно-исторической теории. … Екатерина Трифонова проанализировала, как менялись представления о роли взрослого в игре. … Егор Бахотский представил опыт сопровождения игры и принципы работы „Площадки игры и общения“ — места где играют и дети, и взрослые…».

На симпозиуме также состоялось выступление самих модераторов и их коллеги Татьяны Ле-ван. Они представили результаты апробации шкалы «Поддержка детской игры»:

«За 15 минут невозможно рассказать о долгой, кропотливой работе, многочасовых обсуждениях, инсайтах и всех детских садах, в которых мы побывали. Мы сосредоточились на самом существенном: нам важно, что это инструмент именно развивающей оценки, позволяющий взглянуть на среду с точки зрения условий, поддерживающих подлинную игру, отрефлексировать сильные стороны и точки роста, вырастить совместное видение в команде…».

Следующий день, 12 декабря, особенно запомнился секцией «Лучшие педагогические практики». Вот что написала Ольга Шиян об этом мероприятии:

«Не все смогла увидеть, но то, что увидела, восхищает. … Это были не „рассказы педагогов о своем опыте“, а очень квалифицированные описания профессионального действия. Причем выступления были очень диалогичные. … От всех событий этого зала остается чувство, что ситуация меняется, что появился уже мощный круг „другой дошколки“: его участники рефлексивные, умеющие и работать, и убеждать, и тренировать коллег. … Я понимаю, что эти самые „лучшие практики“ не вполне „репрезентативны“, говоря научным языком, что „нелучших“ пока больше. Но есть такой тезис, который разделяю: „тенденция важнее состояния“. А тенденция именно такая — эти люди меняют ситуацию, и ситуация никуда не денется: будет меняться».

Подводя итоги прошедших мероприятий, участники поблагодарили друг друга за плодотворную работу и выразили надежду на очную встречу в следующем году, на XI международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости