Top.Mail.Ru

МГПУ на международной конференции исследователей образования

С 27 по 30 августа 2024 года в Никосии (Кипр) прошла международная конференция Европейской ассоциации исследователей образования ECER — European Conference on Educational Research. В этом году в ней приняло участие около 2300 исследователей сферы образования и ученых из 71 страны. Московский городской представили ученые НИИ урбанистики и глобального образования Игорь Шиян, Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван, Анна Якшина, Дарья Касаткина.

Тема конференции этого года — «Образование в эпоху неопределенности: память и надежда на будущее». В рамках заявленной тематики сотрудники МГПУ рассказали о ключевых проблемах, которые обсуждались на секциях конференции:

  • права детей в образовании и соучастие;
  • инклюзивность в широком смысле, социальное равенство и справедливость;
  • возможности и риски использования цифры и ИИ в образовании;
  • профессиональное развитие и пересмотр подходов к обучению педагогов;
  • система поддержки благополучия и здоровья всех участников образовательного процесса;
  • необходимость налаживания взаимодействия между исследователями и образовательной политикой;
  • осмысление и работа с травмой, работа с беженцами и детьми из семей мигрантов.

Ученые МГПУ представили результаты исследований, реализованных за последние годы.
Дарья Касаткина, научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья, выступила на секции «Исследования партнерства в сфере образования» с докладом «Коммуникация — ключ к успеху: как цифровые образовательные ресурсы укрепляют доверие родителей к школам». Дарья Алексеевна рассказала о механизмах формирования доверия родителей к школе и системе образования в цифровом пространстве. Опираясь на результаты массового опроса 16 535 родителей школьников Москвы и Московской области, экспертам удалось получить данные о пользовательских путях различных групп родителей и факторах, способных увеличить их доверие:

«Хотя мы увидели, что разные группы родителей приходят к доверию разными путями, есть три фактора, которые значимы для всех: это готовность регулярно использовать только официальные источники, удовлетворенность этими источниками и отсутствие конфликтов в школе. Поэтому так важно работать над поддержкой цифровых систем, постоянно совершенствуя их работу. Но и важна открытость и готовность к диалогу, к решениям возникающих проблем».

Слушатели секции особенно интересовались принципами выделения разных поведенческих групп родителей, факторами, которые ухудшают пользовательский опыт родителей, и возможностями корректировать влияние этих факторов. Отмечен интерес аудитории к перспективами использования полученных данных при проектировании цифровых образовательных инфраструктур.

Сотрудники лаборатории развития ребенка Игорь Шиян, Ольга Шиян, Татьяна Ле-ван и Анна Якшина выступили с сообщением «Поддержка игры для обучения и развития детей: вызовы и идеи игрового обучения дошкольных педагогов» на симпозиуме, организованном в рамках конференции. Выступление состоялось под руководством Джо О’Хары, президента Европейской ассоциации исследователей образования.

Большой интерес у участников симпозиума вызвали результаты исследования условий для поддержки детской игры и развития творческих способностей в 44 детских садах России и Казахстана. Это первое международное исследование с использованием разработанных в лаборатории оценочных инструментов: Шкалы оценки условий для поддержки детской игры и Шкалы оценки условий для развития творческих способностей. Исследование показало, что педагоги детских садов недооценивают образовательный и развивающий потенциал детской игры, испытывают дефицит игровых компетенций (умения играть самим и поддерживать затеянную детьми игру), умения удивляться вместе с детьми, создавать проблемные ситуации, выстраивать обсуждения.

Анна Николаевна также выступила с докладом, в котором рассказала, что дошкольные педагоги думают о детской игре и как относятся к неопределенности. «Мастерской неопределенности является детская игра», — этот тезис эксперт продемонстрировала на контрастных кейсах и их расшифровках. На конкретных примерах она показала, как дети обращаются с неопределенностью в совместной игре и какие стратегии выбирает взрослый по отношению к неопределенности игры (избегает, отрицает, превращает в определённость, проживает вместе с детьми). По окончании доклада слушатели активно обсуждали, как можно совершенствовать подготовку дошкольных педагогов.

«Удивительно нырять из секции в секцию и обнаруживать, как сфера образования разных стран и процессы, происходящие в ней, и похожи, и одновременно различаются в контекстах и нюансах. В точке пересечений и преломлений диалог особенно ценен», — делится впечатлениями Анна Якшина.

Участники симпозиума обсудили, как разработанные в МГПУ оценочные инструменты могут помочь в вопросах развития качества дошкольного образования и развития компетентности воспитателей. Исследователи лаборатории развития ребенка отметили, что слушатели интересовались возможностями расширения круга участников международных исследований, инициируемых МГПУ.

НИИ
НИИ
НИИ
НИИ
НИИ
НИИ
НИИ
Фото: МГПУ



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости