Top.Mail.Ru

IV Всероссийский съезд дефектологов

11−12 ноября 2021 г. в Москве состоялся IV Всероссийский съезд дефектологов. Организатором выступило Министерство просвещения РФ, оператором — ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО.

В связи с ограничительными мерами, связанными с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции, по решению организаторов съезд проводился в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

В работе съезда приняли участие более 700 делегатов из 74 субъектов Российской Федерации: руководители органов исполнительной государственной власти в образовании, образовательных организаций, в том числе высших учебных заведений, руководители фондов, общественных и профессиональных объединений.

Профессорско-преподавательский состав Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ приняли активное участие в работе Съезда.

На Съезде обсуждали вопросы подготовки и повышения квалификации дефектологов. Особое внимание было уделено формированию престижа профессии и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

В ходе дискуссий на площадках спикерами выступили ведущие эксперты в области специального и инклюзивного образования Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ: д.п.н., профессор Приходько О.Г., д.пс.н., профессор Левченко И.Ю., д.п.н., профессор Екжанова Е.А. д.п.н., профессор Яковлева И.М., к.п.н., доцент Титова О.В.

Трансляцию работы первого дня съезда просмотрели более 5000 человек на международном видеохостинге YouTube.

Делегатов и гостей съезда приветствовали представители Правительства РФ, государственных структур, общественных объединений, организаторы мероприятия.

По завершении торжественной части состоялась стратегическая сессия «Профессиональное дефектологическое сообщество в контексте развития системы образования». Ее участники обсудили целый ряд ключевых вопросов, в частности, деятельность профессиональных общественных организаций в сфере защиты прав и интересов дефектологического сообщества, взаимодействие и сотрудничество участников образовательных отношений, ресурсы и потенциал развития высшего дефектологического образования, поддержку молодых специалистов в науке, практике и высшем образовании и др.

Далее работа продолжилась на двух брифинг-площадках — «Ценности, смыслы, технологии в деятельности специалиста-дефектолога» и «Непрерывное профессиональное развитие учителя-дефектолога в системе высшего и дополнительного образования».

Модератором и основным спикером брифинг-площадки «Непрерывное профессиональное развитие учителя-дефектолога в системе высшего и дополнительного образования» являлась директор Института специального образования и психологии, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, заслуженный работник высшей школы РФ; действительный член Академии медико-технических наук, член Экспертного совета по специальному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, д.п.н., профессор Приходько О. Г.

В своем выступлении Оксана Георгиевна коснулась вопросов реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования в дистанционном и смешанном формате. Рассказала о практико-ориентированном подходе при подготовке кадров на всех уровнях образования, а также о проведение педагогической практики студентов в виде практико-ориентированных занятий (в том числе дистанционных).

Екжанова Елена Анатольевна, д.п.н., профессор кафедры логопедии ИСОП выступала экспертом сессии «Дефектологическая помощь в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью».

Большую поддержку делегатов вызвало выступление заведующей лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и психологии, д.пс.н., профессора Левченко Ирины Юрьевны по вопросу принятия профессионального стандарта «Педагог-дефектолог».

После перерыва работа была организована в формате 5 экспертных сессий, в которых также приняли участие представители Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ.

В выступлении заведующей кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП д.п.н., профессора И.М.Яковлевой были раскрыты проблемы реализации адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди наиболее важных, такие как необходимость определения содержания образования, соответствующего образовательным потребностям детей с умеренной умственной отсталостью, необходимость пересмотра первого варианта АООП для обучающихся, осваивающих их на минимальном уровне, потребность в методическом обеспечении образовательных организаций по вопросам технологий формирования и оценки базовых учебных действий, личностных результатов.

О.В. Титова к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации ИСОП рассказала о трудностях выбора и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, о необходимости разработки четкого алгоритма с уточнением показателей развития детей с двигательными нарушениями, системы контроля и оценки создания специальных образовательных условий в учреждениях разного образовательного уровня для обучающихся данной категории.

Участники сессий также обсудили вопросы организации образования детей раннего и дошкольного возраста (вопросы сопровождения семей), дефектологической помощи в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и с инвалидностью, дистанционного формата реализации адаптированных образовательных программ, разработки программ в системе общего образования и перспективы получения общего образования взрослыми с интеллектуальными нарушениями.

Центральными темами двухдневного мероприятия стали роль научной дефектологии в развитии национальной системы образования обучающихся с ОВЗ, повышение качества подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов, консолидация знаний и лучших профессиональных практик, межведомственное и междисциплинарное воздействие в науке и практике дефектологии, возможности и перспективы развития сотрудничества и взаимодействия в рамках ГЧП с участием профильных НКО, и др.

12 ноября 2021г. на пленарном заседании IV Всероссийского съезда дефектологов выступила директор Института специального образования и психологии, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», д.п.н., профессор Оксана Георгиевна Приходько. Она озвучила предложения по итогам брифинг-площадки «Непрерывное профессиональное развитие учителя-дефектолога в системе высшего и дополнительного образования». Это — поддержка подготовки ФГОС высшего образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование (с двумя профилями подготовки)», поддержка профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», создание для бакалавров и магистрантов гибких образовательных траекторий и вариативных форм обучения — дистанционных и смешанных, внедрение цифровых технологий и дистанционных форматов обучения в высшем и дополнительном образовании, и др.

Она также отметила уникальный опыт, накопленный Институтом специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ.

Завершилась работа съезда торжественной церемонией награждения лучших дефектологов страны.



Студенты ИЦО приняли участие в мероприятии «Новые горизонты вашей карьеры»


26 апреля 2024 г.


Студенты 3-4 курсов Института цифрового образования приняли участие в городском мероприятии «Новые горизонты вашей карьеры», организованное центром занятости города Москвы

В ИГН прошел круглый стол о Московском народном ополчении 1941 года


25 апреля 2024 г.


В преддверии 79-й годовщины Победы при поддержке Московской Городской Думы и Правительства Москвы и АНО «Сообщество потомков московских ополченцев Великой Отечественной войны» состоялся круглый стол