Top.Mail.Ru

К 260-летию со дня учреждения Екатериной II Медицинской коллегии

Я имею честь быть русской и этим горжусь. Я буду защищать Мою Родину языком, пером и мечом — пока у Меня хватит жизни.

Екатерина II

23 ноября 1763 года Екатерина II учредила Медицинскую коллегию. Она состояла из двух департаментов: коллегии докторского и лекарского искусства и канцелярии, занимавшейся финансово-хозяйственными вопросами. Данный государственный орган был призван заботиться о городских аптеках и врачах, помогать им в предотвращении и профилактике эпидемий оспы. Президентом стал отставной гвардии капитан барон А. И. Черкасов.

С 1764 года Медицинская коллегия имела право присваивать степень доктора медицины. Также она организовывала экспедиции для розыска отечественного лекарственного сырья и трав. По распоряжению ведомства составили несколько лечебников на русском языке. Так было положено начало развитию сегодняшнего Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Успехи отечественной медицины распространялись по всему миру. В 1904 году физиолог и создатель науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлов удостоился Нобелевской премии. Через 4 года его триумф повторил микробиолог И. И. Мечников. Русская медицина имеет свои уникальные открытия, которые оценены мировым сообществом.

Как лечили первые врачи на Руси? Какие деятели науки прославили нашу страну? Что такое иммунитет, каковы его виды и почему вакцина важна при борьбе с эпидемией? Какие открытия за последнее время сделала отечественная медицина? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 260-летию со дня учреждения Екатериной II Медицинской коллегии.

Медицина на Руси

В дохристианскую эпоху и после Крещения Руси единственными целителями на Руси являлись представители народной медицины: знахари, травники и другие. Видеофрагмент «Повесть временных лет. Крещение Руси» позволит младшим школьникам прикоснуться к событиям той важной эпохи. Народные врачи своеобразно подходили к процессу лечения. Они использовали отвары и настойки, которые применялись экспериментальным путём. Когда какое-то растение помогало излечить больного, его запоминали. Так росла и пополнялась копилка медицинских знаний.

В XV веке формируется подобие регулярной медицины, но услуги врачей, получивших соответствующее образование в университетах, были доступны только выходцам из семей с высоким положением и титулом, их приближённым. Крестьяне же полагались на обереги и отвары, а верующие — на молитвы. Чаще всего целительство не являлось основным занятием. Повитухами были крестьянки, которые помогали ребёнку появиться на свет. Если отвары и настойки не помогали справиться с болью, то проблемы с зубами решали кузнецы. Тогда существовали лечебницы при монастырях, являющиеся скорее приютами, поскольку лечение состояло из ухода, хорошего питания, применения целебных трав и молитвах о больном. О врачевателях Киево-Печерской лавры и их методах лечения расскажет материал «Медицина в Древней Руси и Московском государстве».

В 1581 году при дворе Ивана Грозного была основана «Верхняя государева аптека», располагавшаяся в Московском Кремле. Она обслуживала только царскую семью. Организовал Государеву аптеку английский специалист Джеймс Френч, которого прислала королева Елизавета I по просьбе царя.

Постепенно развивалась медицина, количество иностранных врачей увеличивалось, и в 1630-х годах появился административно-судебный орган, контролирующий аптеки, медиков, лекарства и всё, что так или иначе относилось к медицине. Главным врачом был венгерский доктор Кристофер Рихтингер, его первостепенной задачей являлось обслуживание царской семьи и высшего сословия. Позднее медики стали лечить и солдат. И так как была нехватка квалифицированных кадров, то за каждым опытным врачом закрепляли нескольких учеников, которые через некоторое время начинали самостоятельную практику.

При царе Алексее Михайловиче появилась специализированная Лекарская школа, обучение в которой составляло 5−6 лет. Затем медицинские работники отправлялись за практикой в полк, и только после этого они считались полноценными специалистами.

Развитие отечественной медицины Российской империи

В эпоху правления Петра Великого появились лекарские и хирургические лечебницы, госпитали, анатомические театры, а также госпитальные школы. После смерти Петра I был открыт Московский университет с медицинским факультетом. Из видео «Медицина и фармация при Петре I» школьники узнают, как заграничные поездки императора и опыт зарубежных медиков повлияли на развитие медицины в стране.

Следующий этап развития медицины пришёлся на XIX век. По всей стране открылись новые медицинские университеты, академии. Особое внимание стало уделяться таким направлениям, как хирургия, акушерское и сестринское дело, фармакология, санитария. После Отечественной войны 1812 года активно начало развиваться военное направление медицины, поскольку высококвалифицированных врачей в армейский госпиталях не хватало. К середине XIX столетия стали возникать сельские больницы. В 1838 году на всю страну было лишь несколько медицинских учреждений, а уже спустя 30 лет — около 300. К сожалению, не все жители Российской империи имели возможность пользоваться медицинскими услугами, поэтому у крестьян всё ещё в почёте были знахари и травники, лечившие чудодейственными средствами.

Огромная роль в развитии отечественной медицины принадлежит Н. И. Пирогову — хирургу и естествоиспытателю. Он стал автором новой системы оказания медицинской помощи раненым в военно-полевых условиях, которую продемонстрировал в осаждённом Севастополе во время Крымской войны 1853−1856 годов. Видеоурок «Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853—1856 гг.» познакомит с причинами данного военного конфликта. Пирогов впервые применил гипсовую повязку, а также во время операций использовал наркоз. Из материала «Н. И. Пирогов и возникновение в России анестезии» учащиеся узнают об исто­рии исполь­зо­ва­ния нар­ко­за и изо­бре­те­нии мас­ки для анес­те­зии Пи­ро­го­вым, а видеофрагмент «История создания гипсовой повязки Н. И. Пироговым» расскажет о роли скульптора Н. А. Степанова в изобретении хирурга.

Земская реформа 1864 года способствовала тому, что губернские и уездные земские собрания и управы стали строить больницы, фельдшерско-акушерские пункты, налаживать покупку и доставку лекарств и оборудования, отслеживать санитарную обстановку. Видео «Земская реформа 1864 г.» познакомит с составом Земства. Появилось понятие «земской доктор», символизирующее добродетель. Формируются медпункты при заводах и фабриках. Данная эпоха ознаменована ещё и тем, что высшее медицинское образование могли получать не только мужчины, но и женщины.

Медицина в ХХ веке

После Первой мировой и Гражданской войн вспыхнули многочисленные болезни, неизвестные прежде. Н. А. Семашко занял пост наркома здравоохранения РСФСР и принялся бороться с эпидемиями. Он создал систему противоэпидемических мер, которая позже будет названа в его честь, реформировал медицинское образования, ввёл прививочные кампании по всей стране. Видеоурок «Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями» позволит понять, соблюдение каких правил вакцинации обеспечит положительный результат. Медицинские факультеты были преобразованы в медицинские институты. В 1935 году их было 55, а в 1940 году — уже 72. В учебных учреждениях готовили будущих фармацевтов, педиатров, стоматологов.

В годы Великой Отечественной войны медицина продолжала развиваться, подстраиваясь под тяжёлые реалии. Например, изменилась методика лечения ранений в грудь, голову, живот. С помощью сценария урока «Подвиг медиков во время Великой Отечественной войны» можно познакомиться с именами советских учёных, которые боролись во время войны с разными инфекциями. В 1942 году З. В. Ермольева вместе с коллегами сумела получить вариант пенициллина. Из материал «Зинаида Ермольева» школьники узнают, при каких обстоятельствах был создан медикамент. В послевоенный период под её руководством учёные разработали препараты отечественных антибиотиков. Также медицина уделяла особое внимание не только лечению людей от заболеваний, но и профилактике. В стране активно стали появляться санаторно-оздоровительные учреждения.

Современная наука и медицинские классы

Сегодня с развитием науки и технологий русской медицина продолжает совершенствоваться: создаются и разрабатываются новые лекарственные средства и направления в науке. Видео «Современные материалы для остановки кровотечений» познакомит с некоторыми ме­то­дами оста­но­вки кро­во­те­че­ний, а фрагмент «Наномедицина. Медицина будущего» расскажет о современных лекар­ствах, ко­то­рые мо­гут отсле­жи­вать про­цес­сы в орга­ни­зме.

В настоящее время в России медицинские классы играют важную роль в образовании и подготовке будущих медицинских специалистов. Учащиеся углубленно изучают химию и биологию, параллельно получают профессию «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» в медицинских колледжах, встречаются с ведущими врачами, выполняют проекты и исследования на современном оборудовании под руководством преподавателей ведущих вузов-партнёров и примеряют на себя роль студента на предпрофканикулах в вузе.

История русской медицины свидетельствует о том, что она прошла долгий путь развития, и сегодня занимает достойное место среди мировых медицинских систем. Из видеоурока «Применение радиолокации в медицине» учащиеся узнают о там, как открытия в физике повлияли на медицину.

«Медицина поистине самое благородное из всех искусств»

Гиппократ

Источник изображения: www.culture.ru



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования