Top.Mail.Ru

Как студенты с ОВЗ учатся в ИЕСТ

Согласно федеральному закону «Об образовании», студенты с инвалидностью могут обучаться без ограничений во всех вузах на любых образовательных программах. «Адаптивная физическая культура» — исторически наиболее популярное направление среди абитуриентов с ОВЗ в институте естествознания и спортивных технологий МГПУ.

Мы собрали основную информацию о том, как студенты с инвалидностью учатся в Московском городском, и взяли комментарии у Анны Налобиной, руководителя образовательной программы «Физическая реабилитация» и главного куратора обучающихся с ограниченными возможностями в ИЕСТ.


Что должно быть сделано для студентов с ОВЗ?

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья учебный процесс организуют согласно индивидуальным особенностям. Создаются специальные образовательные условия, внедряются различного рода технические средства, разрабатываются адаптированные дисциплины, наличествует соответствующее кадровое обеспечение.

Все необходимые составляющие правильной организации образовательного процесса успешно реализуются в ИЕСТ.


Кто сопровождает студентов?

Главные люди, помогающие в учебе, — тьюторы и сопровождающие. Первые оказывают поддержку в образовательном процессе, а вторые — в социально-бытовых вопросах. Зачастую эти функции сочетаются в одном специалисте, который должен быть обучен работе с лицами с ОВЗ: либо иметь образование в этой области, либо пройти программу повышения квалификации.

Что необходимо, чтобы за обучающимся закрепили специалиста, рассказала руководитель направления «Адаптивной физической культуры» Анна Налобина:

Для того, чтобы тьютор и сопровождающий был выделен, нужно, чтобы в индивидуальной программе реабилитации [основной документ у человека с инвалидностью] в разделе «Педагогическая реабилитация» было прописано, что ему полагаются тьютор и сопровождающий. Необязательно, чтобы они постоянно были с ними — это зависит от состояния здоровья и тоже, как правило, прописано в индивидуальной программе реабилитации.


Что есть в ИЕСТ для студентов с ОВЗ?

DSC09987
DSC09977
DSC09976
DSC09975
В рамках программы «Доступная среда» в институте созданы специальные технические условия для обучающихся с инвалидностью. Здание оборудовано так, чтобы проблемы со здоровьем не мешали комфортному пребыванию на учебе.

На данный момент Институт естествознания и спортивных технологий оснащен для обучающихся с патологией опорно-двигательного аппарата и для слепых, но если среди студентов появятся те, кому недостаточно существующего оборудования, руководство образовательной организации обеспечит все необходимые условия.

Например, для лиц с нарушениями слуха у нас пока ничего нет, потому что и студентов таких нет. Законодательно происходит так: для каждого учебного объекта создан паспорт доступности, в котором прописано, для каких категорий обучающихся-инвалидов созданы условия в этом здании. Появится запрос — институт будет его реализовывать, — объяснила Анна Налобина.

Как оборудован институт сейчас
  • Кнопки вызовы охраны на входе в институт и в туалетных комнатах
  • Специально оборудованные туалетные помещения
  • Тактильные таблички на территории здания и на входе в кабинеты со шрифтом Брайля
  • Выделенные места под инвалидные коляски, где их можно заряжать и оставлять на ночь
  • Пандусы
  • Расширенные дверные проемы
  • Передвижная мебель в аудиториях, чтобы легко можно было подъехать к столам

Про учебный процесс

DSC09993
DSC09989
DSC09985
Все занятия у студентов с ОВЗ проходят на первом этаже института, чтобы им было удобнее передвигаться.

Образовательные программы и дисциплины адаптируются непосредственно под контингент обучающихся, который есть в группах. Например, если студент не говорит, ему назначаются только письменные задания.

Если имеются двигательные нарушения, то практические занятия по физической культуре или гимнастике заменяются в соответствии с состоянием здоровья. Примечательно, что не происходит коренных изменений, студенты с ОВЗ получают тот же багаж знаний, что и другие. Анна Налобина комментирует это так:

Объем ключевых компетенций, предметов, курсов остается тот же, что и у остальных — ничего из плана не убирается, а лишь трансформируется. Абсолютно равные условия для нормативно развивающихся студентов и лиц с инвалидностью — поблажек в образовательном плане нет, расписание у всех одинаковое, предметы и часы тоже, теоретическое обучение в полном объеме. Это хорошо соотносится со стремлением лиц с ОВЗ выступать за равные права.

Тем не менее, институт обещает индивидуальный подход. Он реализуется через адаптацию контрольных испытаний и в целом образовательного процесса. Также студенты с ОВЗ имеют право на индивидуальное домашнее обучение с использованием дистанционных технологий.


Спортивная жизнь

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Московском городском предусмотрен специальный элективный курс «Адаптивная физическая культура». У студентов с инвалидностью имеется доступ ко всем спортивным залам, как и у нормативно развивающихся. Адаптируются даже спортивные игры: учащиеся могут играть в волейбол и баскетбол, сидя на коляске. Организуются занятия по бочча.

Студенты не ограничены в спортивной деятельности, многие даже побеждают в соревнованиях. Так, первокурсники программы «Физическая реабилитация» Егор Сафонов и Георгий Бычков в феврале стали чемпионами Москвы по бочча.

Кроме того, студентам с ОВЗ, как и остальным, доступны все существующие в институте и университете секции. Часто обучающиеся уже посещают свои, вуз поддерживает их начинания и готов предоставлять соответствующее оборудование или помещения при необходимости.


Карьерные перспективы

ИЕСТ оказывает содействие и в дальнейшей жизни студентов с ОВЗ — уже вне института. Университет сотрудничает с центрами занятости и своевременно информирует о предоставляемых местах для обучающихся с инвалидностью.

Мы интересуемся дальнейшей жизнью студентов. Сейчас достаточно много организаций, заинтересованных привлечь их к себе на работу. Большинство из них без проблем находят свое место. Выпускники направления «Адаптивной физической культуры», например, обычно идут в те организации, в которых сами состояли и занимались, — рассказывает Анна Налобина.


Планы на будущее

Институт естествознания и спортивных технологий развивается и готов работать над тем, чтобы студентам с ограниченными возможностями здоровья было учиться так же комфортно, как и всем остальным. Сейчас ведется работа по нескольким направлениям:

  • Пополнение перечня спортивного инвентаря. Ожидается новое оборудование, с помощью которого студенты с ОВЗ смогут заниматься физкультурой, а нормативно развивающиеся обучающиеся научатся правильно с ним работать, что пригодится в профессии.
  • Расширение образовательных возможностей. В планах открыть новую магистерскую программу («Физическая терапия»), связанную с физической реабилитацией и адаптологией, которая будет доступна не только студентам с ОВЗ. Сейчас она находится на этапе лицензирования.


В МГПУ определили список великих книг для изучения всеми студентами


25 апреля 2024 г.


Студенты, преподаватели и сотрудники Московского городского выбрали книги, изучение которых считают обязательными для студентов всех направлений. В список вошли произведения Замятина, Достоевского, Бредбери и Франкла

Экспертам ИСПО присудили учёные степени кандидатов педагогических наук


24 апреля 2024 г.


В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и.о. директору ИСПО имени К. Д. Ушинского Сергею Еремину и начальнику Департамента среднего общего образования и общегуманитарного цикла Владлену Самбуру присуждены учёные степени