Конфликты сиблингов: что делать родителям

Отношения сиблингов — это почти всегда сложная тема: вроде бы дружат, но вот уже крики и слезы. Доцент кафедры общей и практической психологии МГПУ Лариса Овчаренко рассказала порталу «МЕЛ», почему старшие дети иногда склонны обижать младших и как на это правильно реагировать.

— Старшая сестра постоянно обижает младшего брата — разница у них 5 лет. Причем она его обожает, любит с ним играть, он ее просто боготворит. Но минимум раз-два в день она делает все, чтобы довести его до слез. А потом снова мир да любовь. На вопрос, зачем она это делает, не отвечает. Почему так происходит и как можно это исправить?

Понятно, что девочка испытывает чувство любви к брату, и оно абсолютно естественно. Но при этом нельзя исключать наличие ревности, ведь она всегда соседствует с любовью.

Важно разобраться, в чем ее выгода от проявления агрессии в отношении брата. Возможно, она получает внимание родителей в этот момент, пусть даже и негативное. Или испытывает определенные эмоциональные переживания, которые дают ей понять, что она до сих пор значима, что она есть. А возможно, через причинение страданий другому она сама испытывает какие-то переживания, которые подтверждают ее место в семейной системе.

Тут есть очень важный и тонкий момент: как на это реагируют родители и как реагирует сам младший брат? Ребенок ничего не делает просто так. Для всего всегда есть причина, за любым поведенческим проявлением следует, как правило, какая-то реакция, и именно ради этой реакции из раза в раз ребенок повторяет тот или иной поведенческий паттерн.

Чтобы это исправить, необходимо понять, какая именно потребность девочки блокирована

Потребности, естественно, бывают разные, и каждая ситуация в каждой семье уникальна, но тем не менее почти всегда мы выйдем на необходимость внимания. И практически всегда родители скажут: «Ну что вы, мы им столько внимания уделяем, они никогда не бывают одни». Да, но тем не менее девочка принимает иррациональное решение исходя из своего субъективного детского опыта. А значит, надо посмотреть на ситуацию ее детскими глазами, почему она поступает именно так, а не иначе.

Вообще, потребности у ребенка очень простые: принятие, любовь и безопасность. Все остальное лишь надстройки. Так что родителям нужно объективно посмотреть на ситуацию, а еще лучше — вместе со специалистом проанализировать всю семейную систему, поскольку родители, как бы они того ни хотели, сами сделать это не в состоянии.

Читать материал в источнике


Персоны



Школа изменений: президент анонсировал нацпроект «Молодежь России»


01 марта 2024 г.


Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал «Известиям», что стабильно высокое число выпускников по окончанию обучения идут работать в школы

Аспирант МГПУ — лауреат конкурса «Мастера коррекционной педагогики»


01 марта 2024 г.


Конкурс проводился МГППУ с целью формирования активной жизненной позиции на примере выдающихся успехов представителей педагогического сообщества в профессиональной и научной сферах