Top.Mail.Ru

Обучение русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов

С 9 по 25 апреля 2024 года в рамках реализации проекта «Концептуальная модель системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов», поддержанного Российским научным фондом, прошел цикл вебинаров, в рамках которого обсуждались проблемы формирования коммуникативной компетенции взаимодействия с обучающимися с сенсорными нарушениями. Мероприятия состоялись на базе онлайн площадки Института специального образования и психологии. В мероприятиях приняли участие 223 человека — руководители и педагоги образовательных организаций для детей с нарушениями зрения Москвы, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Казани, Лаишева, Набережных Челнов, Уфы и Ульяновска.

Продуктивность коррекционно-образовательного процесса, реализуемого в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения, зависит не только от учебно-методического, материально-технического обеспечения, но и от характера взаимодействия, выстраиваемого между всеми участниками образовательного процесса.

Цель вебинаров заключалась в формировании мотивации педагогов в аспекте совершенствования профессиональных компетенций, необходимых для коммуникации и взаимодействия с обучающимися с сенсорными нарушениями.

Реализованные вебинары являются частью мероприятий, обеспечивающих создание педагогических условий для функционирования концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов. В рамках вебинаров спикеры (участники научно-исследовательского коллектива) и приглашенные гости затронули следующие вопросы:

  1. Специфика формирования инклюзивной культуры у детей с нарушениями зрения, в том числе у слепых подростков-билингвов. Успешность социальной адаптации слепых билингвов во многом определяется их способностью уважать и принимать интересы других участников коммуникации, способностью разделять ценности, убеждения и картину мира этносов принимающего региона и государства.
  2. Особенности построения взаимодействия со слепыми и слабовидящими обучающимися, в частности, билингвами, в дистанционном формате. Стремительная цифровизация предусматривает построение образовательного процесса в рамках синхронного и асинхронного взаимодействия в виртуальном классе. Актуальны вопросы изложения и представления учебного материала, стимульных заданий, организации работы без возможности оказания стимулирующей, направляющей помощи через реальное контактное взаимодействие с обучающимися.
  3. Современные ассистивные технологии, применимые для организации коммуникации со слепыми и слабовидящими обучающимися, в том числе билингвами, в условиях коррекционно-образовательного процесса.
  4. Своеобразие развития слепоглухих обучающихся, возможности коммуникации и взаимодействия с ними. В образовательных организациях для детей с нарушениями зрения, располагающихся на территории многонациональных республик, с каждым годом увеличивается число подобных обучающихся. Многие из них являются выходцами из семей, использующих в качестве основного языка коммуникации не русский язык.
  5. Особенности формирования навыков социального поведения. Успешность социальной интеграции в среду принимающего региона или государства напрямую зависит от умения решать проблемы, связанные с организацией собственного быта, удовлетворять базовые потребности в части самообслуживания.

С 14 мая стартует новый цикл вебинаров, посвященный вопросам формирования универсальных учебных действий у детей с нарушениями зрения, в частности, билингвов, на уроках русского языка.

Научно-исследовательский коллектив благодарит всех сотрудников Института специального образования и психологии, принявших участие в организации данных мероприятий, а также педагогов — образовательных организаций для детей с нарушениями зрения — участников вебинаров!



Сад памяти в ИППО: студенты высадили деревья в честь ветеранов


03 мая 2024 г.


Студенты МГПУ, участвующие в акции, – потомки победителей. Они знают и хранят истории своих прадедов. Одной из таких историй поделилась с журналистами Валерия Чалкина

Студент ИКИ Георгий Русских — в тройке суперфиналистов «Голоса 12»


02 мая 2024 г.


Студент МГПУ Георгий Русских дошёл до суперфинала главного вокального шоу страны, попав в тройку сильнейших