Top.Mail.Ru

Открытый мир: объединяем усилия

1 и 2 ноября в г. Пермь состоялась VII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Открытый мир: объединяем усилия». Конференция проходила в рамках Всероссийского педагогического форума «Пермь. Точка сборки: новое качество подготовки педагогических кадров».

Цель конференции — создание пространства открытых научных дискуссий для обсуждения актуальных проблем профессиональной деятельности педагогов и подготовки кадров для современного образования, вопросов наставничества.

На конференции состоялось обсуждение современных подходов, требований, контекстов профессиональной деятельности педагога и наставника, научных достижений, образовательных результатов и практической деятельности ученых, преподавателей, специалистов-практиков, представителей образовательных организаций, организаций дополнительного образования, Ресурсных центров и опорных площадок (школ), дошкольных учреждений по сопровождению обучающихся с ОВЗ, в том числе находящихся на длительном лечении, некоммерческих общественных организаций, магистрантов, аспирантов.

Тематические направления конференции:

  1. Портрет современного педагога и наставника
  2. Наставничество в образовании: традиции и инновации
  3. Исторические контексты подготовки педагогов
  4. Ценности современного педагога
  5. Деятельность педагогов и наставников в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья: традиции, инновации, ценности
  6. Современные технологии в деятельности педагога и наставника
  7. Психологические аспекты профессиональной деятельности педагогов и наставников
  8. Социальные и психолого-педагогические практики в современном образовании
  9. Проблемы сетевого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в образовании
  10. Социальное партнерство как ресурс профессионального развития педагогов.

На пленарном заседании с докладом «В.И. Лубовский — ученый и наставник (к 100-летию со дня рождения)» выступила доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Тамара Богданова. Талант ученого-теоретика, блестящее мастерство экспериментатора, незаурядные организаторские способности сделали Владимира Ивановича Лубовского общепризнанным главой научной школы по специальной психологии нашей страны. Т.Г. Богданова отметила, что В.И. Лубовский на протяжении всей своей научно-педагогической деятельности развивал идеи Л.С. Выготского, его культурно-историческую концепцию, положения теории компенсации нарушенного развития, и взгляды своего учителя — А.Р. Лурия, ближайшего ученика и соратника Л.С. Выготского. Так появились две важнейшие работы — «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» (1971) и «Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии» (1978). Каждый из психологов, работающих в области специального и инклюзивного образования, читал, изучал и цитировал ставшую классической статью В.И. Лубовского об общих и специфических закономерностях. На этом основании была предложена уникальная трактовка понятия «особые образовательные потребности», проведен анализ их компонентного состава, обозначены некоторые группы образовательных потребностей.

В докладе отмечено, что большое значение для подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования имеет одна из фундаментальных работ В.И. Лубовского — вышедший под его редакцией учебник «Специальная психология» для студентов дефектологических факультетов педагогических учебных заведений, в котором специальная психология представлена как самостоятельная и целостная область психологической науки. От издания к изданию учебник совершенствовался, претерпевал изменения, в него добавлялись новые главы, позволявшие полнее охарактеризовать все категории нарушенного развития. В соответствии с этим к написанию глав были привлечены новые авторы, представлявшие следующие поколения ученых, для которых В.И. Лубовский был и учителем, и наставником — доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией инклюзивного обучения ИСОП И.Ю. Левченко, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий ИСОП С.М. Валявко.

Трудно переоценить заслуги В.И. Лубовского в изучении такой категории детей с отклонениями в развитии как дети с задержкой психического развития (ЗПР). В 70−80-х годах прошлого столетия в рамках социального заказа началось изучение причин и поиск путей преодоления школьной неуспеваемости. Под его руководством ученики и сотрудники провели много разносторонних и плодотворных исследований психологических особенностей детей данной категории.

Одним из первых отечественных ученых-дефектологов В.И. Лубовский уже в 80-е годы двадцатого века высказал реалистичный и взвешенный взгляд на проблемы интегрированного и инклюзивного обучения, в том числе — возможности его реализации в нашей стране. Он не только предостерегал от увлечения скоропалительным и бездумным переводом детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу, отметив, что это серьезный, требующий подготовки и дорогостоящий процесс, но и высказался о необходимости предварительного научного изучения и последующего обоснования рекомендаций целесообразности включения тех или иных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую систему образования. Важнейшим же условием его реализации является создание необходимой специальной образовательной среды применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями.

В конце доклада Т.Г.Богданова отметила, что наставничество — это путь к саморазвитию, поскольку когда вы помогаете другому, вы сами растете и развиваетесь. Это дает понимание собственной ценности и помогает стать лучше. Наставник — это не просто роль или статус. Это миссия, которую выполняют избранные. В.И. Лубовский эту миссию выполнил.



Сад памяти в ИППО: студенты высадили деревья в честь ветеранов


03 мая 2024 г.


Студенты МГПУ, участвующие в акции, – потомки победителей. Они знают и хранят истории своих прадедов. Одной из таких историй поделилась с журналистами Валерия Чалкина

Студент ИКИ Георгий Русских — в тройке суперфиналистов «Голоса 12»


02 мая 2024 г.


Студент МГПУ Георгий Русских дошёл до суперфинала главного вокального шоу страны, попав в тройку сильнейших